Михаил шолохов годы. Интересная биография Михаила Шолохова: кратко о главном

Михаил Александрович Шолохов – русский писатель; крупнейший русский прозаик, наиболее яркий советский писатель-неинтеллигент, сделавший жизнь донского казачества предметом пристального читательского интереса; академик АН СССР (1939 ), дважды Герой Социалистического Труда (1967, 1980 ). Лауреат Сталинской (1941 ), Ленинской (1960 ) и Нобелевской (1965 ) премий.

Михаил Александрович Шолохов родился 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилин станицы Вешенской области Войска Донского.

Внебрачный сын украинки, жены донского казака А.Д. Кузнецовой и богатого приказчика (сына купца, выходца с Рязанщины) А.М. Шолохова. В раннем детстве носил фамилию Кузнецов, получил надел земли как «сын казачий». В 1913 , после усыновления родным отцом, потерял казачьи привилегии, став «сыном мещанина».

Рос в атмосфере явной двусмысленности, что, очевидно, породило в характере Шолохова тягу к правде и справедливости, но и одновременно привычку скрывать о себе по возможности все. О юности Шолохова при его жизни распространялись многочисленные легенды, которые ничем не подтверждаются, противоречат историческим фактам и элементарной логике, но писатель их никогда не опровергал. Он окончил четыре класса гимназии. Во время Гражданской войны семья Шолохова могла оказаться под ударом с двух сторон: для белых казаков это были «иногородние», для красных - «эксплуататоры». Юный Шолохов не имел страсти к накопительству (как и его герой, сын богатого казака Макар Нагульнов) и принял сторону победившей силы, установившей хотя бы относительный мир, служил в продотряде, но самовольно снижал обложение людей своего круга; был под судом.

Его старший друг и наставница («мамуня» в обращенных к ней письмах), член РСДРП (б) с 1903 Е.Г. Левицкая (сам Шолохов вступил в партию в 1932 ), которой впоследствии был посвящен рассказ «Судьба человека», полагала, что в «шатаниях» Григория Мелехова в «Тихом Доне» много автобиографического. Шолохов сменил множество профессий, особенно в Москве, где подолгу жил с конца 1922 по 1926 . Затем, после того как закрепился в литературе, обосновался в станице Вешенской.

В 1923 Шолохов печатал фельетоны, с конца 1923 - рассказы, в которых с фельетонного комизма сразу переключился на острый драматизм, доходящий до трагизма. При этом рассказы были не лишены элементов мелодраматичности. Большинство этих произведений составило сборники «Донские рассказы» (1925 ) и «Лазоревая степь» (1926, дополненный предыдущий сборник). За исключением рассказа «Чужая кровь» (1926) , где старик Гаврила и его жена, потерявшие сына, белого казака, выхаживают коммуниста-продотрядника и начинают любить его, как сына, а он от них уезжает, в ранних произведениях герои Шолохова в основном резко делятся на положительных (красные бойцы, советские активисты) и отрицательных, подчас беспримесных злодеев (белые, «бандиты», кулаки и подкулачники). Многие персонажи имеют реальных прототипов, но Шолохов почти все заостряет, гиперболизирует: смерть, кровь, пытки, муки голода представляет нарочито натуралистически. Излюбленный сюжет юного писателя, начиная с «Родинки» (1923 ), - смертельное столкновение ближайших родственников: отца и сына, родных братьев.

Свою верность коммунистической идее Шолохов еще неискусно подтверждает, подчеркивая приоритет социального выбора по отношению к любым другим человеческим отношениям, включая семейные. В 1931 он переиздал «Донские рассказы», дополнив новыми, в которых делался упор на комизм в поведении героев (позднее в «Поднятой целине» совмещал комизм с драматизмом, подчас достаточно эффектно). Потом в течение почти четверти века рассказы не переиздавались, автор ставил их очень невысоко и вернул читателю тогда, когда за неимением нового пришлось вспомнить забытое старое.

В 1925 Шолохов начал было произведение о казаках в 1917, во время Корниловского мятежа, под названием «Тихий Дон» (а не «Донщина», согласно легенде). Однако этот замысел был оставлен, но уже через год писатель заново берется за «Тихий Дон», широко разворачивая картины довоенной жизни казачества и событий Первой мировой войны. Две первых книги романа-эпопеи выходят в 1928 в журнале «Октябрь». Почти сразу возникают сомнения в их авторстве, слишком больших знаний и опыта требовало произведение такого масштаба. Шолохов привозит в Москву на экспертизу рукописи (в 1990-е гг. московский журналист Л.Е. Колодный дал их описание, правда, не собственно научное, и комментарии к ним). Молодой писатель был полон энергии, обладал феноменальной памятью, много читал (в 1920-е гг. были доступны даже воспоминания белых генералов), расспрашивал казаков в донских хуторах о «германской» и гражданской войнах, а быт и нравы родного Дона знал, как никто.

События коллективизации (и предшествующие ей) задержали работу над романом-эпопеей. В письмах, в том числе к И.В. Сталину, Шолохов пытался открыть глаза на истинное положение вещей: полный развал хозяйства, беззаконие, пытки, применяемые к колхозникам. Однако самую идею коллективизации он принял и в смягченном виде, с бесспорным сочувствием к главным героям-коммунистам, показал на примере хутора Гремячий Лог в первой книге романа «Поднятая целина» (1932 ). Даже весьма сглаженное изображение раскулачивания («правый уклонист» Разметный и др.) было для властей и официозных литераторов весьма подозрительно, в частности, журнал «Новый мир» отклонил авторское заглавие романа «С кровью и потом». Но во многом произведение устраивало Сталина. Высокий художественный уровень книги как бы доказывал плодотворность коммунистических идей для искусства, а смелость в рамках дозволенного создавала иллюзию свободы творчества в СССР. «Поднятая целина» была объявлена совершенным образцом литературы социалистического реализма и вскоре вошла во все школьные программы, став обязательным для изучения произведением.

Это прямо или косвенно помогло Шолохову продолжить работу над «Тихим Доном», выход третьей книги (шестой части) которой был задержан из-за достаточно сочувственного изображения участников антибольшевистского Верхнедонского восстания 1919. Шолохов обратился к Горькому и с его помощью добился от Сталина разрешения на публикацию этой книги без купюр (1932 ), а в 1934 в основном завершил четвертую, последнюю, но стал заново ее переписывать, вероятно, не без ужесточившегося идеологического давления. В двух последних книгах «Тихого Дона» (седьмая часть четвертой книги вышла в свет в 1937-1938 , восьмая - в 1940 ) появилось множество публицистических, нередко дидактических, однозначно пробольшевистских деклараций, сплошь и рядом противоречащих сюжету и образному строю романа-эпопеи. Но это не добавляет аргументов теории «двух авторов» или «автора» и «соавтора», выработанную скептиками, бесповоротно не верящими в авторство Шолохова (среди них А.И. Солженицын, И.Б. Томашевская).

В 1935 уже упоминавшаяся Левицкая восхищалась Шолоховым, находя, что он превратился «из «сомневающегося», шатающегося - в твердого коммуниста, знающего, куда идет, ясно видящего и цель, и средства достичь ее». Несомненно, писатель убеждал себя в этом и, хотя в 1938 чуть не пал жертвой ложного политического обвинения, нашел в себе мужество закончить «Тихий Дон» полным жизненным крахом своего любимого героя Григория Мелехова, раздавленного колесом жестокой истории.

В романе-эпопее более 600 персонажей, и большинство их гибнет либо умирает от горя, лишений, нелепостей и неустроенности жизни. Гражданская война, хотя и кажется поначалу «игрушечной» ветеранам «германской», уносит жизни почти всех запомнившихся, полюбившихся читателю героев, а светлая жизнь, ради которой якобы стоило приносить такие жертвы, так и не наступает.

Эпопейное содержание в «Тихом Доне» не вытеснило романного, личностного. Шолохову как никому удалось показать сложность простого человека (интеллигенты же у него не вызывают симпатии, в «Тихом Доне» они в основном на третьем плане и говорят неизменно книжным языком даже с не понимающими их казаками). Страстная любовь Григория и Аксиньи, верная любовь Натальи, беспутство Дарьи, нелепые промахи стареющего Пантелея Прокофьича, смертельная тоска матери по не возвращающемуся с войны сыну (Ильиничны по Григорию) и другие трагические жизненные переплетения составляют богатейшую гамму характеров и ситуаций. Дотошно и, конечно, любовно изображаются быт и природа Дона. Автор передает ощущения, испытываемые всеми органами чувств человека. Интеллектуальная ограниченность многих героев восполняется глубиной и остротой их переживаний.

В «Тихом Доне» писательский талант выплеснулся во всю мощь - и почти исчерпался. Вероятно, этому способствовала не только общественная обстановка, но и все усиливавшееся пристрастие писателя к спиртному. Рассказ «Наука ненависти» (1942) , агитировавший за ненависть к фашистам, по художественному качеству оказался ниже средних из «Донских рассказов». Несколько выше был уровень печатавшихся в 1943-1944 глав из романа «Они сражались за родину», задуманного как трилогия, но так и неоконченного (в 1960-е гг . Шолохов приписал «довоенные» главы с разговорами о Сталине и репрессиях 1937 в духе уже закончившейся «оттепели», они был напечатаны с купюрами, что вовсе лишило писателя творческого вдохновения). Произведение состоит преимущественно из солдатских разговоров и баек, перенасыщенных балагурством. В целом неудача Шолохова по сравнению не только с первым, но и со вторым романом очевидна.

После войны Шолохов-публицист отдал щедрую дань официозной государственной идеологии, однако «оттепель» отметил произведением довольно высокого достоинства - рассказом «Судьба человека» (1956 ). Обыкновенный человек, типично шолоховский герой, предстал в подлинном и не осознанном им самим моральном величии. Такой сюжет не мог появиться в «первую послевоенную весну», к которой приурочена встреча автора и Андрея Соколова: герой был в плену, пил водку без закуски, чтобы не унизиться перед немецкими офицерами, - это, как и сам гуманистический дух рассказа, было отнюдь не в русле официальной литературы, взращенной сталинизмом. «Судьба человека» оказалась у истоков новой концепции личности, шире - нового большого этапа в развитии литературы.

Вторая же книга «Поднятой целины», завершенная публикацией в 1960 , осталась в основном лишь знаком переходного периода, когда гуманизм всячески выпячивался, но тем самым желаемое выдавалось за действительное. «Утепление» образов Давыдова (внезапная любовь к «Варюхе-горюхе»), Нагульнова (слушание петушиного пения, затаенная любовь к Лушке и т.д.), Разметнова (отстрел кошек во имя спасения голубей - популярных на рубеже 1950-1960-х гг. «птиц мира») и др. было подчеркнуто «современным» и не вязалось с суровыми реалиями 1930 года, формально остававшимися основой сюжета.

Писательница Л. К. Чуковская в своем письме к Шолохову предсказала творческое бесплодие после его выступления на XXIII съезде КПСС (1966) с шельмованием осужденных за публикацию произведений за рубежом (первый процесс брежневского времени против литераторов) А.Д. Синявского и Ю. М. Даниэля. Предсказание полностью сбылось.

Ключевые слова: Михаил Шолохов,биография Михаила Шолохова,скачать подробную биографию,скачать бесплатно,русская литература 20 в.,русские писатели 20 в.,жизнь и творчество Михаила Шолохова,Нобелевская премия по литературе

Великая Отечественная Война 1941-1945 гг. – справедливая, освободительная война советского народа за свободу и независимость Родины от фашистской Германии и ее союзников. Это, вне всякого сомнения, одно из самых значительных событий ХХ века.

О Великой Отечественной Войне написано немало книг –стихотворения, поэмы, рассказы, повести, романы. В моем реферате только малая часть того, что написано о войне. Глубокой, светлой верой в человека проникнут рассказ Шолохова «Судьба человека». При этом заглавие его символично, ибо это не просто судьба солдата Андрея Соколова, но это рассказ о судьбе человека, о народной судьбе. Писатель сознает себя обязанным поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее. Всем этим обусловлена выдающаяся роль этого небольшого рассказа. «Если вы действительно хотите понять, почему Россия одержала великую победу во второй мировой войне, посмотрите этот фильм», - писала одна английская газета о фильме «Судьба человека», а значит, и о самом рассказе.

Этот рассказ был написан в поразительно короткие сроки, всего за несколько дней напряженной работы. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением «Судьбы человека» пролегло 10 лет. Критик М. Кохта в статье, посвященной рассказу Шолохова, пишет: «Замысел этого рассказа возник у писателя в пути. Возвратился он тогда из поездки по степи, как рассказывают вешенцы, необычайно взволнованным и еще долго находился под впечатлением от встречи и знакомства в хуторе Волховском Еланской станицы с каким-то шофером и мальчиком, которого шофер вел за руку к речной переправе.

Напишу рассказ об этом, обязательно напишу, - говорил писатель, делясь своим творческим замыслом».

Вернулся к этому замыслу Шолохов лишь через 10 лет, чтобы напомнить людям о трагических уроках минувшего, предупредить человечество о грозной опасности новых войн. Проклятие войны, разрушающей мирную жизнь людей, фашизму, человеконенавистничеству, неотвратимое обвинение поджигателям войны несет в себе этот рассказ – беспощадное, правдивое свидетельство жизни, произведение большого гуманистического искусства.

Чем же привлек моё внимание этот рассказ?

Прежде всего, в нем с предельной ясностью, правдой, с подлинной глубиной воплощено представление о ратном подвиге народа, выражено преклонение перед мужеством простых людей, их нравственные устои стали опорой страны в годины испытаний.

И потому в работе я попытаюсь определить авторскую позицию в рассказе «Судьба человека»; показать героизм и мужество солдата на войне; раскрыть проблемы и перспективы рассказа «Судьба человека».

Верными моими помощниками стали книги Ф. Г. Бирюков «О подвиге народном. Жизнь и творчество М. А. Шолохова»; А. И Метченко, С. М. Петров «История русской советской литературы»; М. А. Шолохов «Судьба человека»; электронный учебник и иллюстрации к данной теме.

ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ

Жизнь и творчество М. А. Шолохова

М. А. Шолохов родился 24 мая 1905 года в хуторе Кружилине станицы Вешенской Донского округа, бывшей Области Войска Донского (ныне Вешенской район Ростовской области).

Кружилин – большой степной хутор, раскинувшийся между реками Чиром и Доном, невдалеке от него находилось панское имение Ясеновка, где долгое время жила в услужении мать писателя. В самом центре хутора, на церковной площади, стоял небольшой, крытый чаконом дом, где родился и провел первые годы детства будущий писатель.

С самого рождения маленький Миша дышал чудесным степным воздухом над бескрайним степным простором, и жаркое солнце палило его, суховеи несли громады пыльных облаков и спекали ему губы. И тихий Дон, по которому чернели каюки казаков-рыболовов, неизгладимо отражался в его сердце.

И покосы в займище, и тяжелые степные работы пахоты, сева, уборки пшеницы – все это клало черту за чертой на облик мальчика

Он играл на пыльных, заросших улицах с ровесниками-казачатами.

Мать - полуказачка, полукрестьянка. Будучи дочерью крепостного крестьянина, оставшегося и после «раскрепощения» на помещичьей земле, с двенадцати лет пошла в услужение

В детстве Михаил Шолохов ничем не отличался о своих сверстников. Вместе с казачатами пропадал все дни на Дону, во все глаза смотрел на казачьи свадьбы, любил слушать сказки, которые с большим мастерством рассказывала Ольга Михайловна.

Вероятно, истоки раннего творчества Михаила Шолохова надо искать в его детстве. Жизнь донской станицы, казачий быт, яркие характеры – все это оставляло свой след в душе впечатлительного и наблюдательного мальчика.

Настоящего образования он не получил, учился только в церковноприходской школе, но всю жизнь занимался самообразованием, много читал и в своем кругу считался образованным человеком.

Из библиотеки отца он брал книги Пушкина, Некрасова, Тургенева, Чехова, Толстого. Миша рано потянулся к знаниям. Уступая просьбе сына, родители начали учить его еще в дошкольном возрасте.

В 1910 году семья переезжает на хутор Каргинский в связи с поступлением отца на службу к купцу Озерову, а потом в торговый дом Левочкина и Лиховидова.

В 1911 году к Мише Шолохову был приглашен местный учитель Тимофей Тимофеевич Мрыхин.

М. Шолохову было 15 лет, когда он со своими товарищами преследовал белые банды в степях Верхнего Дона.

Осенью 1922 года Шолохов отправился в Москву. В столицу его привела мечта об учении, о литературной работе. Москва встретила его неласково: было нелегко найти жилье, а еще труднее – работу.

Ночами в тесной комнатенке, преодолевая усталость и сон, Шолохов запоем читал, не расставаясь с мечтой поступить на рабфак или в институт. И когда в августе 1923 года он получил место счетовода в жилищном управлении № 803 на Красной Пресне, - наконец, появились сравнительно сносные условия для занятий и творческой работы. Он знакомится с молодыми литераторами. На всю жизнь подружился с Василием Кудашевым, заведующим литературным отделом «Журнал крестьянской молодежи».

В сентябре 1923 года в комсомольской газете «Юношеская правда», наконец, было напечатано первое произведение Шолохова. Это был фельетон «Испытание». Через месяц, 30 октября, в этой же газете появился второй фельетон «Три» с посвящением рабфаку имени Покровского. В апреле 1924года был опубликован третий фельетон М. Шолохова «Ревизор», и в этом же году увидело свое первое художественное произведение писателя - «Родинка». В феврале 1925 года в «Молодом ленинце» напечатан рассказ «Продкомиссар» и первая повесть «Путь дороженька».

В издательстве «Новая Москва» выходит в свет первый сборник рассказов М. Шолохова «Донские рассказы» с предисловием А. Серафимовича.

В 1925 году на страницах журнала «Комсомолия» был напечатан рассказ «Бахчевник».

1925 год. М. Шолохов приступает к работе над романом «Донщина».

В 1926 году писатель прекращает работу над рукописью «Донщина» и начинает писать первую книгу романа «Тихий Дон».

В 1926 году выходит в свет тиражом 5000 экземпляров второй сборник «Лазоревая степь».

В 1927 году напечатаны рассказы «О колчаке, крапиве и прочем».

В 1929 году выходит приложением к газете «Батрак» сборник рассказов «Пастух. Двумужняя».

В 1930 году «Донские рассказы».

В мае 1943 года на страницах «Правды» началось печатание нового романа Шолохова «Они сражались за Родину».

После выхода первой книги «Тихого Дона» популярность М. Шолохова быстро растет не только в стране, но и за её пределами. В Вёшенскую к писателю приезжают делегации и гости. Сам он постоянно бывает в колхозах, делает доклады, встречается с людьми.

Судьба Соколова

В послевоенных произведениях М. Шолохова заметно усиливается лирическое авторское начало. В 1956 году в газете «Правда» был напечатан рассказ «Судьба человека».

В рассказ «Судьба человека» автор «включает» себя в повествование. Размышления, чувства автора-повествователя не только усиливают эмоциональную напряженность рассказа, они позволяют увидеть истинное величие, силу и красоту обыкновенного человека Андрея Соколова.

Идеология фашизма и война связываются в рассказе Шолохова как реальное воплощение конкретного зла. Зла, которое может и должно быть преодолено.

В рассказе звучат два голоса: «ведет» Андрей Соколов, он рассказывает свою жизнь; автор – слушатель, случайный собеседник. Обронит вопрос. Скажет слово там, где нельзя молчать, где надо прикрыть чужое несдержанное горе. То вдруг прорвется, заговорит в полную силу потревоженное болью сердце его. В рассказе Шолохова «Судьба человека» я услышала еще один голос - звонкий, чистый детский голос, казалось, не ведающий полной меры всех бед и несчастий, выпадающих на человеческую долю.

Я думаю, что само название рассказа стало вызовом прежним временам, и могу это доказать: слово «судьба» считалось нежелательным, поскольку, как тогда считалось, отдавало мистицизмом, ведь за ним скрываются представления о предначертанности жизненного пути человека, о власти над ним роковых обстоятельств. Сама мысль о возможности существования провидения, или рока, противоречила официальному «человек – кузнец своего счастья», «хозяин своей судьбы». Недовольство некоторых критиков вызвало и то, что главным героем повести Михаил Александрович выбрал не убежденного коммуниста или прославленного героя, а простого работягу, обычного человека – «как все», к тому же, с «подпорченной» биографией, - прошедшего немецкий плен. Таких, как он, тогда официально считали предателями, амнистировали (но не реабилитировали!) лишь в 1953 году. Шолохов показал, чьи руки держали винтовку, крутили баранку грузовиков со снарядами, когда надо было мчаться на передовую сквозь вражеский огонь, сталкивался лицом к лицу с ненавистным врагом. Стойкость, цепкость в борьбе, дух отваги, товарищество – эти качества идут по традиции еще от суворовского солдата, их воспел Лермонтов в стихотворении «Бородино», Гоголь в повести «Тарас Бульба», ими восхищался Толстой. Все эти качества есть у Андрея Соколова. И даже в большей мере, чем когда-либо в прошлом, ибо испытания на его долю выпали небывалые. Жизненный путь Андрея Соколова, вместивший в себя, кажется, больше, чем по силам вынести одному человеку, - все это задавало два полюса этого произведения.

На одном из полюсов речь идет о трагической судьбе конкретной личности, человеческой единицы – и в этом было знамение того времени, когда литература, наконец, получила возможность от изображения подвигов масс, обратиться к запечатлению судеб отдельных людей на войне.

На другом же полюсе рассказа – та степень обобщения, которая позволяет говорить, что судьба Андрея Соколова – это судьба всего русского народа, прошедшего страшную войну, фашистские лагеря, потерю самых близких людей, - но не сломавшегося окончательно. Такое сочетание в рамках одного произведения конкретности и монументальности, частного и общезначимого больше характерно для жанра эпопеи. И не даром критики заговорили о произведении М. Шолохова как о «рассказе- эпопее». Каждый момент личной истории Андрея Соколова, каждый поворот его судьбы, воспринимаясь как глубоко индивидуальное, одновременно проецируется на историю, на судьбу родного ему народа, неотъемлемой частью которой он является.

Шолохов не награждает своего героя исключительной биографией. Знаменательно, что Андрей Соколов начинает о себе рассказывать словами: «поначалу жизнь моя была обыкновенная». Но в этой «обыкновенной жизни» художник увидел много истинно прекрасного и возвышенного, поэтичного и человечного, ибо в каждодневных заботах и труде, радостях и горе, наполнявших эту жизнь, раскрывается человек честный и скромный, благородный и самоотверженный.

Читаешь рассказ Шолохова и словно бы воочию видишь, как встает над миром человек в солдатских ботинках, в неловко чиненных, выгоревших защитных штанах, в прогоревшем в нескольких местах солдатском ватнике – живое воплощение памяти войны. Это предельная нота человеческого горя, прозвучавшая в начале рассказа. Проклятие войне!

Рассказ о невосполнимых утратах, о страшном горе пронизан у Шолохова верой в жизнь, верой в человека.

«Кольцевая» композиция рассказа не только как бы замыкает в единый круг сопережитого все рассказанное о своей жизни Соколовым, но и позволяет с огромной силой выделить ту неутраченную человечность, которая красила и возвышала героя Шолохова.

Поражает масштабность замысла писателя, художественная «сверхзадача», поставленная им перед собою. Трагическая история человеческой жизни, взятая в ее обусловленности, в ее связи с событиями второй мировой войны. Наивысшее историческое испытание для народа и государства и трагический надлом, жизнь человека, на которую обрушились все несчастья войны

Вот он появляется перед нами из неоглядной дали, из бескрайней весенней степи, этот человек, - «высокий, сутуловатый мужчина» - и с ним рядом мальчонка лет пяти-шести, былинка, доверчиво прильнувшая к сильному, обездоленному войной. Сиротинка, - объявляет писатель.

Испытание пленом

Шолохов подчеркивает обычность пути своего героя и на войне. Андрея Соколова не отличить среди идущих на передовую, и в плен он попадает при обстоятельствах, в которых оказались тысячи людей. В плену, где, казалось бы, невозможно было сохранить человеческое достоинство, с необыкновенной силой раскрылись красота и величие простого русского человека. Несгибаем солдат, когда держит ответ перед комендантом Мюллером, приговорившем его к расстрелу за агитацию в лагере против каторжного труда. Мюллер предлагает выпить стакан шнапса за победу немецкого оружия, одержанную якобы в Сталинграде. Соколов отказывается. Мюллер предложил другое: «Не хочешь пить за нашу победу? В таком случае выпей за свою гибель». Вся эта сцена – не только пример бесстрашия Соколова, но и его вызов тем насильникам, которые хотели унизить советского человека. Выпив стакан шнапса, Соколов благодарит за угощение и добавляет: «Я готов, герр комендант, пойдемте, распишите меня». И вот, вспоминая о столкновении с комендантом лагеря Мюллером, Андрей Соколов замечает: «И на этот раз смерть мимо меня прошла, только холодком от нее потянуло» Но героя впереди ожидают испытания еще более тяжкие. Погибла семья, в день Победы пуля немецкого снайпера оборвала жизнь сына Анатолия. «Похоронил я в чужой, немецкой земле последнюю свою радость и надежду, ударила батарея моего сына, провожая своего командира в далекий путь, и словно что-то во мне оборвалось», - со слезами на глазах вспоминает Андрей Соколов.

Многочисленные свидетельства говорят о том, что именно так, с достоинством вели себя советские люди, попадавшие в лапы фашистов, - и на допросах, и в стычках с комендатурой и охраной, и даже перед казнью. Они убивали часовых, устраивали подкопы, прыгали на ходу из вагонов поездов, устанавливали связи с антифашистами.

Он ищет любой способ, чтоб вырваться из плена, знает, что может быть в случае неудачи. Но все же идет на риск. Первая попытка убежать закончилась тем, что его догнали, травили собаками. Вторая оказалась удачной, вырвался на машине через линию фронта, привез немца с важными документами.

Величав и мужествен эпический тон повествования. Как летописное сказание, читаешь волнующие тревожные страницы о смертельной опасности, нависшей над Родиной. У Родины есть два символа – береза и дуб. И каждый из них по-своему соответствует понятию нашей Родины и нашего народа: береза - нежность, поэтичность; дуб - несгибаемая мощь, вросшая вековыми корнями в родную почву. Есть в Соколове то, что напоминает дуб, противостоящий всем ураганам, и одновременно березу как образ нежности, теплоты чувств, отзывчивости.

«Передовая фронта. Тяжелейшее сражение с врагом, намного превосходящим по живой силе и технике. Люди не знают отдыха от беспрерывных атак, орудийного обстрела, воздушных налетов, минометного огня, танковых колонн. Они долбят железную землю, зарываясь в окопы. Над ними – палящее солнце, степная пыль». Главное при этом – воспитывать в себе преданную любовь к человечеству, быть его братом, соучастником в трудовом и ратном деле.

Я считаю, что авторская мысль о том, какой дорогой ценой была куплена победа, нашла свое воплощение в трагических итогах пути героя «Судьбы человека». Андрей Соколов, пройдя через горнило войны, потерял все: семья погибла, домашний очаг разрушен.

У М. В. Исаковского есть такое стихотворение:

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Соколов ушел на фронт человеком. И человеком вернулся. Не растерял задатков большой души, не дал погубить себя водкой.

Человек огромной душевной щедрости

Наступила мирная жизнь, пришла пора весеннего пробуждения, пора надежд А Андрей Соколов смотрит на мир глазами, «словно присыпанными пеплом», «наполненными неизбывной смертной тоской». «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке Нету, и не дождусь!» - горько сетует герой. Жизнь была жестокой к человеку, но не смогла его сломить, убить в нем душу. Шолохов, писатель-гуманист, рисуя героический характер Андрея Соколова, утверждает, что стойкость – это проявление высшей человечности. Он никогда не разделял взглядов тех, кто считал, что мужество и смелость не уживаются вместе с нежностью и добротой, великодушием и отзывчивостью. В этих проявлениях человечности художник видел верную примету характера сильного, непреклонного. Его Андрей Соколов – человек огромной душевной щедрости и обаяния.

Шолохов избегает подробностей фронтового быта, описаний лагерных мытарств героя. Сам Андрей Соколов признается, что ему тяжело об этом вспоминать, да и разговаривает он с бывалым фронтовиком Внимание сконцентрировано на «ударных», кульминационных моментах, когда характер героя проявляется наиболее сильно и глубоко. Прощание на перроне - «Пришли на вокзал, а я на Ирину от жалости глядеть не могу: губы от слез распухли, волосы из-под платка выбились, и глаза мутные, как у тронутого умом человека»; пленение; расправа с предателем; столкновение с Мюллером; похороны сына; встреча с мальчиком Ванюшей – таковы вехи пути Андрея Соколова.

С какой мучительно сдерживаемой скорбью рассказывает об этом мальчике Андрей Соколов: «Такая мелкая птаха, а уже научился вздыхать. Его ли это дело? Спрашиваю: «Где же твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте». –«А мама?» -«Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали». – «А откуда вы ехали?» - «Не знаю, не помню» - «И никого у тебя тут родных нету?» -«Никого». –«Где же ты ночуешь?» -«А где придется».

Этот детский вздох, это сиротство тяжкой гирей ложится на весы истории, на весы, обвиняющие тех, кто начал войну. Высокий гуманизм пронизывает эту короткую повесть о погубленном детстве, о детстве, которое так рано узнало горе и расставание.

И какая же неистребимая сила добра, красота человеческого характера открывается нам в Андрее Соколове, в том, как он увидел малыша, в его решении усыновить Ванюшу. Он возвращал детству радость. Он оборонял его от боли, страданий и скорби.

Это был подвиг, не только в нравственном смысле этого слова, но и в героическом начертании.

Все, казалось, вычерпала война из этого человека, все утратил он Но и в страшном, опустошающем одиночестве он оставался Человеком.

Именно здесь, в отношении Андрея Соколова к детству, к Ванюше, гуманизм одерживал свою самую великую победу. Он торжествовал над античеловечностью фашизма, над разрушениями и утратами –неизбежными спутниками войны.

Он побеждал самую смерть!

Главное действующее лицо рассказа – не романтический одиночка, жертвенно сжигающий себя во имя высшей цели, а человек, достойно представляющий народ в обстоятельствах суровых и трагичных и проявляющий качества, которые не выделяют его среди других людей, а сближает с ними. Среди действующих лиц «Судьбы человека» запоминается безымянный врач, который совершает свой подвиг мужественно и скромно. «Вот что значит настоящий доктор! Он и в плену, и в потемках свое великое дело делал», - восклицает Соколов. Доктору посвящено всего несколько строк, но его образ витает рядом с образом Андрея Соколова как воплощение тех же нравственных сил, которые делают человека непобедимым.

Иллюзия жизненной достоверности образа Соколова настолько сильна, что даже в критике он подчас рассматривался как реальное лицо, а сюжет рассказа сводится к судьбе героя, часто не замечая, что «Судьба человека» - произведение сложной художественной структуры. Его своеобразия нельзя понять, не выяснив ту роль, которая принадлежит образу автора. Этот образ неоднозначен: он и автор-повествователь, и одновременно случайный собеседник главного героя, «свой брат» и «шофер», который тоже «всю войну за баранкой пробыл». Многие критики видели в нем лишь собеседника главного героя. Но это – «временная» его роль, добровольно взятая на себя (таким он выступает в восприятии Соколова), но мы слышим и голос большого художника, человека также нелегкой судьбы, невольно попадаем под власть его настроения, следим за ходом его мыслей, вдумываемся в его суждения о жизни и людях – важнейших вопросах действительности.

Рассказ о несчастном водителе перерастает в размышление о народе и его историческом пути, о человеке и его судьбе.

Я считаю, что автор – не безучастный свидетель, он, потрясенный скорбной повестью о невозвратимых утратах в жизни своего собеседника, размышляет о его судьбе, о его силах, о возможностях, о его долге и праве. Авторская мысль расширяет границы повествования; сострадание, которым охвачен повествователь, не придало рассказу сентиментального оттенка, ибо поведанное героем вызывало не только жалость, но и гордость за русского человека, восхищение его мужеством, красотой его души. Автор признается в своей любви и уважении к этому человеку, когда с верой в справедливость и разум истории произносит: «Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края ураганом невиданной силы. Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть и все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». В подвиге простого человека художник увидел суровые исторические уроки, в его духовной сущности – надежду мира. Судьба героя озарилась светом истории.

В рассказе «Судьба человека» идея патриотизма не помешала Шолохову напомнить и о другом, без чего патриотизм становится декларативным, а именно – о личном благе человека, о его счастье, о том, чтобы Родина, которой верно служат ее сыновья, была щедра и ласкова к ним. Писатель ставит вопрос об ответственности перед теми, кто честно выполнил свой долг перед отчизной и человечеством, говорит о гуманизме как о высшем принципе жизненного устройства и человеческих взаимоотношений. Именно глубоко гуманные побуждения заставили автора, взволнованно рассказавшего о судьбе Андрея Соколова, утаить от ребенка навернувшуюся «жгучую скупую мужскую слезу», чтобы не омрачить его детство и не замутить его «ясные, как небушко, глаза». Хорошо писал Д. Благой: «Скажи автор о глазах мальчишки: светлые, как небо, - и получился бы маловыразительный штамп. Но эта народная, уменьшительная, ласкательная, почти колыбельная форма того же самого слова – радужно сверкает в данном контексте, как драгоценный камень, как бриллиант чистейшей воды».

Патриотизм, как верность Отчизне, и гуманизм, как ответственность перед человечеством, выступают в художественном высшем синтезе, а рассказ обретает смысл философского раздумья о коренных проблемах современного бытия.

Все книги Шолохова, верные суровой правде жизни, интересам добра, красоты и человечности, принадлежит нашему народу, напоминая людям об их ответственности за судьбы мира.

Шолохов никогда не забывал о том, чего стоят войны и какие неизгладимые следы они оставляют в сердцах людей, он всегда чувствителен к бедам народа. Для него допустим облегченный подход к этой теме, когда война представляется не таким уж опасным и обременительным делом.

Михаил Александрович Шолохов – великий писатель, правдивый летописец советской эпохи, видный государственный и общественный деятель. Имя М. А. Шолохова известно всему человечеству. Его выдающиеся роли в мировой литературе двадцатого века не могут отрицать даже противники социализма. Произведения Шолохова уподобляются эпохальным фрескам. Во время Великой Отечественной войны перед писателем стала задача: разить своим полным жгучей ненависти словом врага, укреплять любовь к Родине советских людей. Ранней весной 1946 года, т. е. за выдающиеся заслуги в развитии советской культуры, за создание художественных произведений, получивших общенародное призвание, за плодотворную общественную деятельность М. А. Шолохову было присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.

Имя автора неразрывно связано с историей советской литературы, с утверждением в ней нового творческого метода – метода социалистического реализма. Шолохова – художника родила эпоха революционной борьбы. Эту эпоху во всей её сложности и суровой правде он и открывал читателю. Великие революционные события определили психологическую глубину чувств и характеров, ситуаций и конфликтов, драматическое содержание и эпический размах произведений Шолохова.

В своих книгах Шолохов раскрыл богатый душевный мир народа, его неиссякаемую талантливость, моральную цельность, извечное стремление к свету и правде; поднял огромные пласты народной жизни, создал яркие типичные образы, проникнутые неувядаемой поэзией и правдой. В национальных, народных по духу и форме произведениях Шолохова идейность и философская глубина сплавлены с высоким мастерством.

Михаил Шолохов художественно воплотил характер и судьбу русского человека в трагическом двадцатом веке. Развивая толстовские традиции, писатель создал полнокровные эпические картины народной жизни в её решающих моментах: мировых войнах, революциях, переломных годах коллективизации.

Вся жизнь и творчество Михаила Александровича Шолохова, летописца советской эпохи, были отданы беззаветному служению советскому народу, делу коммунизма.

Михаил Александрович Шолохов делегат 18 - 26 съездов КПСС, депутат Верховного Совета СССР 1 – 11 созывов, дважды Герой Социалистического труда. Награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Отечественной войны 1 степени; медалями: «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией», золотой медалью имени А. Фадеева, орденом «Большая Золотая звезда дружбы народов» - ГДР, орденом Сухэ-Батора - МНР, орденом Георгия Димитрова – НРБ, орденом Кирилла и Мефодия – НРБ. Он лауреат Ленинской премии, Государственной премии СССР, Нобелевской премии, международной премии мира в области культуры Всемирного Совета Мира, международной литературной премии «София», Всепольского приза «Золотой колос» - ПНР, международной премии «Лотос» Ассоциации писателей стран Азии и Африки.

Имя М. А. Шолохова навсегда сохранится в сердцах людей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как много в мире войн! Как страшно становится жить! Война дорого обходилась людям. Это была, помимо всего, война нервов.

Шолохов в рассказе «Судьба человека» отвергает всякое поверхностное «отображательство». Он полностью раскрывает явления, не обходит трудное. Но все же для него главным остается факт, каким образом наш народ преодолевал, казалось бы, непреодолимое, в чем загадка русского характера, и Шолохов каждый раз, обращаясь к отгремевшим битвам, вспоминает легендарный, небывалый в истории подвиг народа, который проявил и еще больше обрел в жесточайшем испытании богатырскую мощь, «булатную крепость».

Когда я читаю произведения М. А. Шолохова о Великой Отечественной войне, я думаю о том, что людям нужно не так много – просто почувствовать боль другого человека, как свою собственную.

Как же это просто и почему-то невозможно! Все ведь люди, у всех есть матери и отцы, жены и мужья, сыновья и дочери. Каждый когда-то плакал, если ему причиняли боль. Я знаю, что такое горе, как тяжела потеря близких. И все-таки рвутся бомбы и гибнут дети.

Убивают друг друга люди в России, в Афганистане, в Чечне

Сердца наши очерствели, придавлены каменными плитами равнодушия. Уши наши не хотят слышать, и глаза не хотят видеть.

От себя я хочу пожелать: «Пусть каждый читает произведения Шолохова о войне, чтобы помнить о той трагедии, которая постигла наш народ более 60 лет назад. Его книги не дают успокоиться, будят мысль о противоестественности войны, зле и насилии, которые она несет. Рассказ воспитывает ненависть, без чего нельзя было победить сильного и упорного врага».

Что на меня производит наибольшее впечатление в книгах Шолохова – так это их масштабность и гуманность. Если вы хоть раз прочитали его описание донского края, этой части России с ее обширными, богатыми равнинами и величественной рекою Дон, то такое уж незабываемо. Но Шолохов живописует не только природой этого края, а и человеческий ландшафт.

Его герои – это живые люди, которые принадлежат донскому краю и которым по мере развития сюжета этот край со временем начинает тоже принадлежать. Они преобразуют край, и по мере того, как он изменяется, они сами изменяются. Шолохов не идеализирует своих героев, они не являются святыми, вылепленными из гипса, нет, это живые люди со своими достоинствами и недостатками. Вот почему их трагедии так волнуют нас, а их успехи производят на нас такое глубокое впечатление. Мы чувствуем, что наблюдаем саму жизнь во всем ее многообразии, как она изменяется и развивается.

Михаил Александрович Шолохов - один из известнейших русских периода. Его творчество охватывает самые важные события для нашей страны - революцию 1917 года, Гражданскую войну, становление новой власти и Великую Отечественную. В этой статье мы немного расскажем о жизни этого писателя и постараемся рассмотреть его произведения.

Краткая биография. Детство и юность

Во время Гражданской войны был у красных и дослужился до командира. Затем, уже после ее окончания, перебрался в Москву. Здесь он получил свое первое образование. После переезда в Богучар он поступил в гимназию По окончании снова вернулся в столицу, хотел получить высшее образование, но не смог поступить. Чтобы прокормить себя, ему пришлось устроиться на работу. В этот недолгий период он сменил несколько специальностей, продолжая заниматься самообразованием и литературой.

Первое произведение писателя было напечатано в 1923 году. Шолохов начинает сотрудничать с газетами и журналами, пишет для них фельетоны. В 1924 году в «Молодом ленинце» выходит рассказ «Родинка», первый из донского цикла.

Настоящая слава и последние годы жизни

Список произведений М. А. Шолохова следует начать с «Тихого Дона». Именно эта эпопея принесла автору настоящую известность. Постепенно она стала популярной не только на территории СССР, но и в других странах. Вторым большим произведением писателя стала «Поднятая целина», удостоенная Ленинской премии.

Во время Великой Отечественной Шолохов был В это время он написал немало рассказов, посвященных этому страшному времени.

В 1965 год стал для писателя значимым - ему была присуждена Нобелевская премия за роман «Тихий Дон». Начиная с 60-х Шолохов практически перестал писать, посвятив свободное время рыбалке и охоте. Большую часть своих доходов он отдавал на благотворительность и вел спокойный образ жизни.

Скончался писателя 21 февраля 1984 года. Тело было захоронено на берегу Дона во дворе его собственного дома.

Полна необычных и причудливых событий жизнь, что прожил Шолохов. Список произведений писателя мы представим ниже, а сейчас еще немного поговорим о судьбе автора:

  • Шолохов был единственным писателем, который получил Нобелевскую премию с одобрения власти. Автора также называли «любимчиком Сталина».
  • Когда Шолохов решил посвататься к одной из дочек Громославского, бывшего казачьего атамана, тот предложил взять в жены старшую из девочек, Марью. Писатель, разумеется, согласился. В браке чета прожила почти 60 лет. За это время у них родилось четверо детей.
  • После выхода «Тихого Дона» у критиков возникли сомнения в том, что автором такого большого и сложного романа действительно является столь молодой автор. По распоряжению самого Сталина была учреждена комиссия, которая провела исследование текста и вынесла заключение: эпопея действительно было написана Шолоховым.

Особенности творчества

Неразрывно с образом Дона и казачества связаны произведения Шолохова (список, названия и сюжеты книг являются тому прямым доказательством). Именно из жизни родных мест он черпает образы, мотивы и темы. Сам писатель так говорил об этом: «Я родился на Дону, там рос, учился и формировался как человек…».

Несмотря на то что Шолохов основное внимание уделяет описанию жизни казачества, его произведения не ограничиваются областническими и местными темами. Напротив, на их примере автору удается поднять не только проблемы страны, но общечеловеческие и философские. В произведениях писателя нашли отражение глубокие исторические процессы. С этим связана еще одна отличительная черта творчества Шолохова - желание художественно отразить поворотные периоды жизни СССР и то, как чувствовали себя люди, попавшие в этот водоворот событий.

Шолохов был склонен к монументалистике, его привлекали вопросы, связанные с общественным изменениями и судьбами народов.

Ранние произведения

Очень рано начал писать Михаил Александрович Шолохов. Произведения (проза всегда оставалось для него предпочтительней) тех лет были посвящены Гражданской войне, в которой он сам принимал непосредственное участие, хотя был еще совсем юношей.

Осваивал писательский навык Шолохов с малой формы, то есть с рассказов, которые были изданы в трех сборниках:

  • «Лазоревая степь»;
  • «Донские рассказы»;
  • «О Колчаке, крапиве и прочем».

Несмотря на то что эти произведения не выбивались за рамки социального реализма и во многом прославляли советскую власть, они сильно выделялись на фоне других творений писателей-современников Шолохова. Дело в том, что уже в эти годы Михаил Александрович особое внимание уделял жизни народа и описанию народных характеров. Писатель старался изобразить более реалистичную и менее романтизированную картину революции. В произведениях есть жестокость, кровь, предательство - Шолохов старается не сглаживать суровость времени.

При этом автор нисколько не романтизирует смерть и не поэтизирует жестокость. Он по-другому расставляет акценты. Главным остаются доброта и умение сохранить человечность. Шолохов хотел показать, как «безобразно просто гибли донские казаки в степях». Своеобразие творчества писателя заключается в том, что он поднимал проблему революции и гуманизма, интерпретируя поступки с точки зрения нравственности. И больше всего волновало Шолохова братоубийство, которое сопровождает любую гражданскую войну. Трагедия многих его героев заключалась в том, что им приходилось проливать родную кровь.

«Тихий Дон»

Пожалуй, самая известная книга, что написал Шолохов. Список произведений продолжим именно ею, так как роман открывает следующий этап творчества писателя. За написание эпопеи автор взялся в 1925 году, сразу после публикации рассказов. Изначально он не планировал настолько масштабное произведение, желая только изобразить судьбу казачества в революционное время и его участие в «подавлении революции». Тогда книга получила название «Донщина». Но Шолохову не понравились написанные им первые страницы, так как рядовому читателю не были бы понятны мотивы казаков. Тогда писатель решил начать свою историю с 1912 года, а закончить 1922-м. Смысл романа изменился, как и название. Работа над произведением велась 15 лет. В окончательном варианте книга была опубликована в 1940 году.

«Поднятая целина»

Еще один роман, который создавал несколько десятилетий М. Шолохов. Список произведений писателя невозможен без упоминания этой книги, так как она считается второй по популярности после «Тихого Дона». «Поднятая целина» состоит из двух книга, первая была окончена в 1932-м, а вторая - в конце 50-х.

В произведении описывается процесс коллективизации на Дону, свидетелем которого был сам Шолохов. Первую книгу вообще можно назвать репортажем с места событий. Автор очень реалистично и красочно воссоздает драматизм этого времени. Здесь есть и раскулачивание, и собрания хуторян, и убийства людей, и забой скотины, и расхищение колхозного зерна, и бабий бунт.

Сюжет обоих частей строится на противостоянии классовых врагов. Начинается действие с двойной завязки - тайного приезда Половцева и прибытия Давыдова, и также оканчивается двойной развязкой. Вся книга держится на противостоянии красных и белых.

Шолохов, произведения о войне: список

Книги, посвященные Великой Отечественной:

  • Роман «Они сражались за Родину»;
  • Рассказы «Наука ненависти», «Судьба человека»;
  • Очерки «На юге», «На Дону», «Казаки», «В казачьих колхозах», «Гнусность», «Военнопленные», «На юге»;
  • Публицистика - «Борьба продолжается», «Слово о Родине», «Не уйти палачам от суда народов!», «Свет и мрак».

В годы войны Шолохов работал военным корреспондентом в «Правде». Рассказы и очерки, описывающие эти страшные события, имели некоторые отличительные черты, которые определили Шолохова как писателя-баталиста и даже сохранились в его послевоенной прозе.

Очерки автора можно назвать летописью войны. В отличие от других писателей, работающих в этом же направлении, Шолохов никогда не высказывал прямо своего взгляда на события, за него говорили герои. Лишь в конце писатель позволял себе подвести небольшой итог.

Произведения Шолохова, несмотря на тематику, сохраняют гуманистическую направленность. При этом немного меняется главный герой. Им становится человек, который способен осознать значимость своего места в мировой борьбе и понять, что он несет ответственность перед соратниками, родными, детьми, самой жизнью и историей.

«Они сражались за родину»

Продолжаем разбирать творческое наследие, что оставил Шолохов (список произведений). Писатель воспринимает войну не как фатальную неизбежность, а как социально-историческое явление, которое испытывает моральные и идейные качества людей. Из судеб отдельных персонажей складывается картина эпохального события. Такие принципы легли в основу романа «Они сражались за родину», который, к сожалению, так и не был закончен.

По замыслу Шолохова, произведение должно было состоять из трех частей. В первой должны были описываться предвоенные события и борьба испанцев с фашистами. А уже во второй и третьей была бы описана борьба советского народа с захватчиками. Однако ни одна из частей романа так и не была опубликована. Выходили лишь отдельные главы.

Отличительной чертой романа является наличие не только масштабных батальных сцен, но и зарисовок бытовой солдатской жизни, которые часто имеют юмористическую окраску. При этом солдаты прекрасно осознают свою ответственность перед народом и страной. Их мысли о доме и родных местах становятся трагическими, так как их полк отступает. Следовательно, они не могут оправдать возложенных на них надеж.

Подводя итоги

Прошел огромный творческий путь Шолохов Михаил Александрович. Все произведения автора, особенно если рассматривать их в хронологическом порядке, подтверждают это. Если взять ранние рассказы и поздние, то читатель увидит, насколько выросло мастерство писателя. При этом ему удалось сохранить многие мотивы, такие как верность своему долгу, человечность, преданность семье и стране и пр.

Но произведения писателя имеют не только художественную и эстетическую ценность. В первую очередь стремился быть летописцем Михаил Александрович Шолохов (биография, список книг и дневниковые записи это подтверждают).

Михаил Шолохов является одним из наиболее знаковых писателей 20-го века. Его произведения получили большую популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами. В 1965 г. он был удостоен Нобелевской премии по литературе.

Предлагаем вашему вниманию биографию Шолохова. Она, как и выдающихся людей, полна неожиданностей и провидческих случайностей. Кстати, обратите внимание на самые .

Краткая биография Шолохова

Родители

Его отец Александр Михайлович занимался земледелием, а также выполнял множество другой работы по найму. Мать Анастасия Даниловна, ставшая сиротой в детстве, являлась потомственной казачкой.

Интересно, что, будучи малограмотной, она обладала мудростью и необычайной проницательностью. Анастасия Даниловна специально выучилась грамоте, чтобы писать сыну письма, когда тот обучался в гимназии.

В девичестве ее насильно выдали замуж за сына атамана Кузнецова. Однако в скором времени она ушла от мужа к Александру Шолохову. В результате этого, их сын Михаил родился незаконнорожденным и в начале имел фамилию Кузнецов. Этот факт из биографии великого писателя знают не все.

Лишь после смерти первого супруга Анастасии, пара смогла официально пожениться. Благодаря этому фамилия Михаила изменилась на «Шолохов», под которой он и вошел в .

Шолоховы жили в относительном достатке. Из-за того, что Александру Михайловичу нередко приходилось менять работу, семья часто переезжала из одного места в другое.

Воспитание и образование

Родители любили своего единственного ребенка и старались дать ему наилучшее образование. Они наняли для него домашнего учителя Тимофея Мрыхина, который обучил мальчика чтению, письму и счету. Это сыграло важную роль в его биографии.

Учеба доставляла ему настоящее удовольствие, и его никогда не приходилось заставлять корпеть над учебниками: он с радостью делал это самостоятельно.

Через 3 года он продолжает учебу в богучарской гимназии для мальчиков, где ему предстоит окончить 4 класса.

В этот период юноша взахлеб читает произведения известных классиков: , и т.д.

В 1917 г. в преддверии революции, глава семейства становится управляющим паровой мельницы. Через 3 года семья переезжает в станицу Каргинскую, где в 1925 г. отцу писателя суждено было умереть.

Во время кровавого противостояния между «красными» и «белыми», Шолохов не занимал ни одну из сторон.

Когда власть оказалась в руках большевиков, он согласился с их идеологией, и в 1930 г. стал членом Компартии.

В дореволюционной жизни писателя не было обнаружено никаких серьезных «грехов», поэтому он имел достаточно хорошую репутацию в глазах новой советской власти.

Однако в его биографии все-таки был один изъян.

В 1922 г. Шолохова приговорили к расстрелу за превышение должностных полномочий, когда он работал налоговым инспектором.

К счастью приговор не был исполнен благодаря помощи и смекалке его родителей. Им удалось подделать свидетельство о рождении сына, из-за чего его судили, как несовершеннолетнего.

Творческая биография Шолохова

Всерьез заниматься писательской деятельностью Михаил Шолохов начал в 1923 г. Изначально он писал короткие фельетоны и юмористические рассказы.

Периодически он работал в разных комсомольских изданиях, печатая в них и свои произведения.

Творчество Шолохова

Говоря о творчестве Шолохова, сразу же вспоминается главный труд его жизни – «Тихий Дон». Этот роман стал одним из ключевых романов 20-го века.

Интересен факт, что в связи с этой книгой писателя часто обвиняли в плагиате. Дискуссии по этому поводу не утихают и сегодня. Некоторые исследователи полагают, что Шолохов украл роман у белого офицера, репрессированного большевиками.

Сам писатель никак не реагировал на такие заявления, утверждая, что «Тихий Дон» написан им одним, а все разговоры на данную тему являются инсинуациями со стороны завистников.

Современный российский литературовед Дмитрий Быков уверен в том, что автором произведения является Шолохов. Такие выводы он делает на основе стиля написания.

В течение 20 лет, начиная с 1930 г., Михаил Александрович пишет очередной гениальный роман «Поднятая целина», в котором в ярких красках описана коллективизация. Это второй по значимости труд в его творческой биографии.

Еще одним популярным романом Шолохова является «Они сражались за Родину». Интересно, что незадолго до своей кончины писатель по каким-то причинам решил сжечь его. В итоге сохранились только некоторые главы этой .

Отдельного внимания заслуживает фрагмент биографии Шолохова, связанный с Нобелевской премией. В 1958 г. на получение данной награды уже 7-й раз выдвигался опальный .

В связи с этим Советский Союз направил телеграмму своему послу в . В ней говорилось, что оценило бы присуждение данной премии Шолохову.

Однако это не помогло, в результате чего Нобелевская премия все-таки была вручена Пастернаку. Лишь через 7 лет, в 1965 г., Михаил Александрович также стал обладателем этой престижной награды.

Личная жизнь

Михаил Шолохов женился на Марии Громославской, когда ему едва исполнилось 19 лет. В этом браке у пары родились 4 ребенка: Светлана (1926), Александр (1930), Михаил (1935) и Мария (1938).


Семья М. А. Шолохова (апрель 1941 г.). Слева направо Мария Петровна с сыном Мишей, Александр, Светлана, Михаил Шолохов с Машей

Друзья отмечали, что по своему характеру Михаил был прямым, правдивым и отважным человеком.

Некоторые его современники утверждали, что среди всех писателей только Шолохов мог открыто общаться со , смотря ему прямо в глаза.

Смерть

В последние годы, Михаил Александрович жил в станице Вешенской, и практически не уделял внимания писательству. Вместо этого он предпочитал совершать прогулки, уединяясь с природой, или ходить на рыбалку. В конце жизни он не жалел денег на благотворительность.

Интересно, что место его погребения находится не на кладбище, а прямо во дворе дома, в котором он жил. Его именем названы многие улицы и проспекты городов бывшего СССР, а по его биографии снят не один фильм.

Что уж говорить о творчестве Шолохова: по мотивам его произведений создано множество прекрасных фильмов, как в России, так и за рубежом.

Если вам понравилась краткая биография Шолохова, включившая в себя самое главное и важное – поделитесь ею в социальных сетях.

Если же вам вообще нравятся биографии известных людей и из их жизни – подписывайтесь на сайт I nteresnye F akty.org . С нами всегда интересно!

Понравился пост? Нажми любую кнопку.

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984) - советский писатель, один из классиков русской литературы, лауреат Нобелевской премии и академик. Он появился на свет 11 (24) мая 1905 года на хуторе Кружилином, сейчас это Шолоховский район Ростовской области. Всю жизнь он провёл в родной станице, изредка переезжая на время в другие города.

Детство и юность

Мать будущего писателя, Анастасия Черникова, была крестьянской сиротой. До свадьбы она была горничной у одной помещицы, после этого девушку насильно выдали замуж за казака Кузнецова. Но они не любили друг друга, вскоре крестьянка сбежала к Александру Шолохову. Он родился в Рязанской губернии, служил приказчиком, заведовал заготовительной конторой Донпродкома. Михаил был незаконнорожденным сыном, по документам его отцом был муж Анастасии. И только в 1912 г. после его смерти влюблённые обвенчались, тогда Александр смог «усыновить» родного ребёнка.

В 1910 г. семья переехала на хутор Каргин. Там Шолохов учился в церковно-приходской школе, после этого он поступил в гимназию. Но юноше удалось окончить лишь четыре класса из-за начавшейся революции, он учился с 1914 по 1918 гг. Позднее он окончил налоговые курсы, был инспектором. Во время гражданской войны Миша служил добровольцем в продовольственном отряде. Также его назначили педагогом по ликвидации неграмотности среди взрослых.

Параллельно с работой Михаил участвовал в создании газеты «Новый мир», играл в спектаклях Каргинского народного дома. Он даже сочинил две пьесы для этого заведения, сохраняя анонимность. Они назывались «Необыкновенный день» и «Генерал Победоносцев».

Переезд в Москву

Когда Мише исполнилось 17 лет, он решил переехать в Москву. С 1922 года прозаик жил там, работал грузчиком, каменщиком и счетоводом. Но его всегда тянуло к литературе, поэтому в свободное время он посещал занятия кружка «Молодая гвардия». Осенью 1923 г. в печатном издании «Юношеская правда» были опубликованы фельетоны Шолохова «Испытание» и «Три». В следующем году читатели смогли ознакомиться с его рассказом «Родинка».

После успешного дебюта писатель опубликовал ещё несколько своих произведений, позднее все они вошли в сборники «Донские рассказы» и «Лазоревая степь». Во многом ему помогал Александр Серафимович, который написал предисловие к одной из книг прозаика. Они познакомились в 1925 г., до конца своих дней Шолохов был благодарен другу за поддержку. Он считал его одним из первых учителей в своей жизни.

Впоследствии Михаил получил образование. Он окончил биологический факультет МГУ и историко-философский факультет Ростовского университета. В МГУ имени Ломоносова он и встретил свою будущую супругу Марию, дочь казачьего атамана. Она изучала филологию, после получения диплома стала личным секретарём прозаика.

Главный роман

В 1924 г. Михаил Александрович возвращается на родину. Там он женится на Марии Громославской. Их брак длился до смерти литератора, в семье родилось четверо детей. Они жили в станице Каргинской, с 1926 года переехали в Вёшенскую. В это же время прозаик начинает работу над своим самым известным романом «Тихий Дон». В нём описывалась судьба казачества в годы войны, произведение состояло из нескольких частей.

В 1928 и 1929 гг. увидели свет две первые книги эпопеи. Их опубликовали в издании «Октябрь». Третья часть появилась лишь через несколько лет, поскольку был запрет на публикацию со стороны правительства. Это связано с тем, что в романе сочувственно изображены участники антибольшевистского восстания. В 1932 г. читатели смогли ознакомиться с третьей книгой, спустя два года Михаил закончил писать следующую часть. Но на него оказывалось колоссальное давление, произведение пришлось несколько раз переписывать. В 1940 году вышла последняя часть четвёртой книги.

Именно «Тихий Дон» прочно закрепился в мировой и русской классике. Его перевели на многие языки. В этом романе объединяется несколько сюжетных линий, его считают одним из самых ярких примеров соцреализма. Максим Горький и Александр Серафимович высоко оценили творчество Шолохова, начиная с первой книги эпопеи. Они писали восторженные отзывы, всячески поддерживали коллегу.

Одновременно с эпопеей был выпущен и другой важный роман прозаика. Он назывался «Поднятая целина», сюжет был основан на истории движения 25-тысячников. Первый том увидел свет в 1932 году. Вторая часть была временно утеряна, и только после войны удалось её опубликовать. Это произведение вошло в школьную программу, его появление стало важным событием в литературной жизни страны. Также в 30-е годы Шолохов нередко писал статьи о культуре и литературе.

Годы войны

Во время Великой Отечественной войны Михаил Александрович работал военным корреспондентом. Он сотрудничал с изданиями «Правда» и «Красная звезда». В этот период выходят его рассказы «Наука ненависти», «На Дону», «На Смоленском направлении». В 1941 г. прозаик получил Государственную премию, за эти деньги он купил четыре ракетных установки для армии.

Также Шолохов начинает публиковать главы из нового романа под названием «Они сражались за Родину». Окончательная версия книги появилась лишь в 1969 г. Писатель сжёг рукопись, поэтому читателям остались только некоторые главы. В 1975 г. книга была экранизирована Сергеем Бондарчуком.

Общественная деятельность

После окончания войны литератор усиленно занимается общественной работой. Он вступил во Всемирный конгресс деятелей науки и культуры. Также Шолохов был депутатом Верховного Совета СССР, в 1934 году его приняли в Союз писателей. Участвовал он и во Всемирном Совете Мира. Благодаря прозаику было организовано движение «Союз казаков области войска Донского».

Параллельно с этим Михаил продолжает писать. В 1956 г. опубликовано сочинение «Судьба человека». В 1965 г. прозаик получил Нобелевскую премию за эпопею «Тихий Дон». Эти средства он пожертвовал на постройку школы в своей родной станице. Также он был награждён в разные годы Сталинской премией, Ленинской, Литературной «Софией» и Международной премией Мира. Шолохов был почётным доктором филологических наук в Лейпцигском и Ростовском университете. В Шотландии его избрали доктором права.

В последние десять лет жизни прозаик практически ничего не писал. В его родную станицу регулярно приезжали посетители со всего мира, которые хотели пообщаться с литератором. Он перенёс два инсульта и диабет, после этого в горле начали появляться метастазы. Двадцать первого февраля 1984 года Шолохов скончался от рака гортани.