Умение первое правило вежливости высказывание ключевского. «чтобы согреть россию, некоторые готовы ее сжечь» — в

Василий Осипович Ключевский

Афоризмы и мысли об истории

Афоризмы и мысли об истории

Тетрадь с афоризмами

Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.


Если тень человека идет впереди его, это не значит еще, что человек идет за своею тенью.


Если под характером разумеется решительность действия в одном направлении, то характер есть не что иное, как недостаток размышления, не умеющего указать воле других направлений.


Так называемые типы времени - это лица, на которых застыли наиболее употребительные или модные гримасы, вызванные патологическим состоянием людей известного времени.


Человек - это величайшая скотина в мире.


Наша государственная машина приспособлена к обороне, а не к нападению. Она дает нам столько же устойчивости, сколько отнимает подвижности. Когда мы пассивно отбиваемся, мы сильнее себя, ибо к нашим оборонительным силам присоединяется еще наше неумение скоро понять свое бессилие, т.е. наша храбрость увеличивается тем, что, испугавшись, мы не скоро собираемся бежать. Напротив, нападая, мы действуем только 10% своих сил, остальное тратится на то, чтобы привести в движение эти 10%. Мы точно тяжеловооруженный рыцарь средних веков. Нас победит не тот, кто рыцарски правильно атакует нас с фронта, а кто из-под брюха лошади схватит нас за ногу и перекувырнет: как таракан, опрокинувшийся на спину, мы, не теряя штатного количества наших сил, будем бессильно шевелить ногами, ища точки опоры. Сила есть акт, а не потенция; не соединенная с дисциплиной, она сама себя убивает. Мы низшие организмы в международной зоологии: продолжаем двигаться и после того, как потеряем голову.


Можно иметь большой ум и не быть умным, как можно иметь большой нос и быть лишену обоняния.


Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.


Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется.


Семейные ссоры - штатный ремонт ветшающей семейной любви.


Красавица смотрит на свою любовь, как на жертву Молоху; некрасивая считает ее ненужным подарком, который ей позволили принести; женщина ни то ни сё видит в ней просто половую повинность.


Страсти становятся пороками, когда превращаются в привычки, или добродетелями, когда противодействуют привычкам.


Когда дурак начинает считать себя остроумным, количество остроумных людей не увеличивается; когда умный человек признает себя остроумным, всегда становится одним умным меньше и иногда одним остроумным больше; когда остроумный начинает считать себя умным, всегда одним остроумным становится меньше и никогда не бывает одним умным больше.


Умный спросил глупого: «Когда Вы скажете что-нибудь умное?» - «Тотчас после Вашей первой глупости», - отвечал глупый. - «Ну, в таком случае нам обоим придется ждать долго», - продолжал умный. - «Не знаю, как Вы, а я уже своего дождался», - закончил глупый.


Только в математике две половины составляют одно целое. В жизни совсем не так: например, полоумный муж и полоумная жена - несомненно две половины, но в сложности они дают двух сумасшедших и никогда не составят одного полного умного.


Любовь женщины дает мужчине минутные наслаждения и кладет на него вечные обязательства, по крайней мере пожизненные неприятности.


Есть женщины, в которых никто не влюбляется, но которых все любят. Есть женщины, в которых все влюбляются, но которых никто не любит. Счастлива только та женщина, которую все любят, но в которую влюблен лишь один.


Женщины, не любившие в молодости, под старость бросаются в благотворительность. Мужчины, начавшие поздно размышлять, обыкновенно пускаются в философию. Последним философия так же плохо заменяет понимание, как первым благотворительность - любовь.


Женщина плачет, потеряв то, чем долго наслаждалась; мужчина плачет, не достигнув того, чего долго добивался. Для первой слезы - вознаграждение за потерю, для второго - награда за неудачные усилия и для обоих - утешение в несчастии.


Счастье - кусок мяса, который увидела в воде собака, плывшая через реку с куском мяса во рту. Добиваясь счастья, мы теряем довольство; теряем, что имеем, и не достигаем того, чего желаем.


Исключения обыкновенно правильнее самого правила; но они потому не составляют правила, что их меньше, чем неправильных явлений.


Кто из людей презирает людей, должен презирать и самого себя, потому презирать людей вправе только животное.


Он грязно обращался с женщинами, и потому женщины его не любили, потому что женщины все прощают, кроме одного - неприятного обращения с собою.


Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.


Мужчина любит женщину, сколько может любить; женщина любит мужчину, сколько желает люб[ить]. Потому мужчина обыкновенно любит одну женщину больше, чем она того стоит, а женщина хочет любить больше мужчин, чем сколько в состоянии любить.


Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает; женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать.


Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная - ждет его.


Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей. Теперь она не более как отрицание истории и не менее как ее искажение.


Образ правления в государстве - то же, что темперамент в человеке. Что такое темперамент? Это способ распоряжения своими мыслями и поступками, насколько он зависит от установленного всей конструкцией человека соотношения его духовных и физических сил. Что такое образ правления? Это способ направления народных стремлений и действий, насколько он зависит от установившего исторически соотношения его нравственных и материальных средств. История, прошедшее для народа - то же, что для отдельного человека его природа, ибо природа каждого из нас есть не что иное, как сумма наследственных особенностей. Значит, как темперамент есть совокупность бессознательных, но из самого человека исходящих условий, давящих на личную волю, так образ правления определяется суммой не зависимых от общественного мнения, но из самого народа исходящих условий, которые ограничивают общественную свободу. Общественное мнение в народе - то же, что личное сознание в отдельном человеке. Следовательно, как темперамент не зависит от сознания, так образ правления не зависит от общественного мнения. Первый может измениться от воспитания; второй изменяется народным образованием.


Творцы общественного порядка обыкновенно становятся его орудиями или жертвами, первыми - как скоро перестают творить его, вторыми - как скоро начнут его переделывать.


Порядочная женщина до замужества может любить только жениха, а после замужества только мужа. Но жениха она не любит вполне, потому что он еще не муж, а мужа - потому что он уже перестал быть женихом, так что порядочная женщина никогда не любит ни одного мужчины так, как женщина должна любить мужчину, т.е. вполне.


Республиканцы в монархиях - обыкновенно люди, не имеющие царя в собств[енной] голове; монархисты в республиках - люди, замечающие, что другие его теряют.


Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. У первого язык всегда в сфере мысли; у второго мысль вне сферы языка. У первого язык секретарь мысли, у второго ее сплетник или доносчик.


Влюбленный мужчина всегда глуп, потому что добивается только любви женщины, не желая знать, какою любовью любит его женщина, а это главное, потому что женщина любит только свою любовь и любит мужчину лишь насколько мужчина любит любимую ею любовь.

Василий Осипович Ключевский (1841 - 1911) - выдающийся российский историк, ординарный профессор Московского университета, академик Императорской Санкт-Петербургской академии наук.

Один из наиболее видных специалистов по истории древней Руси , Ключевский был автором множества книг и статей, посвященных крепостному праву, взаимоотношениям государства и церкви, истории земских соборов.

Его курс лекций, выпущенный в двух томах, до сих пор является ценным изданием для историков, а среди его учеников такие знаменитые специалисты, как ректор Московского университета Матвей Любавский, академик Юрий Готье, член-корреспондент АН СССР Сергей Бахрушин.

В 1993 году была выпущена книга «Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники», с тех пор цитаты известного историка знакомы многим читателям.

Мы выбрали самые интересные из их них:

Самый дорогой дар природы - веселый, насмешливый и добрый ум.

Дураки вообще, а отечественные - в особенности, очень любят управлять чем-нибудь.

Бездарные люди - обыкновенно самые требовательные критики: не будучи в состоянии сделать простейшее из возможного, и не зная, что и как делать, они требуют от других совсем невозможного.

Абсолютная монархия есть самая совершенная форма правления, если бы не случайности рождения.

Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть уменье пользоваться знанием как следует.

Чтобы уметь быть злым, нужно уметь быть добрым, иначе будешь просто гадким.

В жизни ученого и писателя главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли.

В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности.

Время от времени бедные собираются вместе, конфискуют имущество богатых и начинают драться за раздел добычи, чтобы разбогатеть самим.

Жить своим умом не значит игнорировать чужой ум, а уметь и им пользоваться для понимания вещей.

Почему люди так любят изучать свое прошлое, свою историю? Вероятно, потому же, почему человек, споткнувшись с разбега, любит, поднявшись, оглянуться на место своего падения.

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Крупные писатели - фонари, которые в мирное время освещают путь толковым прохожим, которые разбивают негодяи и на которых в революции вешают бестолковых.

Множество мелких успехов не являются гарантией большой победы.

Посеешь заботу - пожнешь инициативу.

Атеисты всемилостивейше пожалованы в действительные статские христиане.

Большинство людей умирает спокойно потому, что так же мало понимают, что с ними делается в эту минуту, как мало понимали, что они делали до этой минуты.

Было бы сердце, а печали найдутся.

Быть соседями не значит быть близкими.

Римские императоры обезумели от самодержавия; отчего императору Павлу от него не одуреть?

Романист, изображая чужие души, рисует свою; психолог, наблюдая свою душу, думает, что он изучает чужие.

Робкий, но не трусливый.

Русская интеллигенция скоро почувствует себя в положении продавщицы конфет голодным людям.

Русский простолюдин - православный - отбывает свою веру как церковную повинность, наложенную на него для спасения чьей-то души, только не его собственной, которую спасать он не научился, да и не желает. Как ни молись, а все чертям достанется. Это все его богословие.

Русский ум ярче всего сказывается в глупостях.

Русское духовенство всегда учило паству свою не познавать и любить Бога, а только бояться чертей, которых оно же и расплодило со своими попадьями.

Самое умное в жизни - все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни.

Самолюбивый человек тот, кто мнением других о себе дорожит больше, чем своим собственным. Итак, быть самолюбивым - значит любить себя больше, чем других, и уважать других больше, чем себя.

Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым - это вообразить себя таким.

Самый злой насмешник - кто осмеивает собственные увлечения.

Самый непобедимый человек - это тот, кому не страшно быть глупым.

Семейные ссоры - штатный ремонт ветшающей семейной любви.

Сидят на штыках, покрыв их газетой.

Сколько времени нужно людям, чтобы понять прожитое ими столетие? Три столетия. Когда человечество поймет смысл своей жизни? Через 3 тысячи лет после своей смерти.

Славянофильство - история двух-трех гостиных в Москве и двух-трех дел в московской полиции.

Сладострастие есть не что иное, как властолюбивое самолюбие, разыгранное на женских прелестях.

Смерть - величайший математик, ибо безошибочно решает все задачи.

Смотря на них, как они веруют в Бога, так и хочется уверовать в черта.

Спорт становится любимым предметом размышления и скоро станет единственным методом мышления.

Среднему статистическому пошлому человеку не нужна, даже тяжела религия. Она нужна только очень маленьким и очень большим людям: первых она поднимает, а вторых поддерживает на высоте. Средние пошлые люди не нуждаются ни в подъеме, потому что им лень подниматься, ни в опоре, потому что им некуда падать.

Старики не родятся, а только умирают и, однако, все не переводятся.

Статистика есть наука о том, как, не умея мыслить и понимать, заставить делать это цифры.

Схоластика - точильный камень научного мышления: на нем камни не режут, но об камень вострят.

Счастлив, кто может жену любить как любовницу, и несчастлив, кто любовнице позволяет любить себя как мужа.

Счастье не в том, чтобы прожить благополучно, а в том, чтобы понять и почувствовать, в чем может оно состоять.

Счастье не действительность, а только воспоминание:
счастливыми кажутся нам наши минувшие годы, когда мы могли жить лучше, чем жилось, и жилось лучше, чем живется в минуту воспоминаний.

Тайна искусства писать - уметь быть первым читателем своего сочинения.

Театральные слезы отучают от житейских.

Только в математике две половины составляют одно целое.

В жизни совсем не так: например, полоумный муж и полоумная жена - несомненно две половины, но в сложности они дают двух сумасшедших и никогда не составят одного полного умного.

Торжество исторической критики - из того, что говорят люди известного времени, подслушать то, о чем они умалчивали.

Труд ценится дорого, когда дешевеет капитал. Ум ценится дорого, когда дешевеет сила.

У артистов от постоянного прикосновения к искусству притупляется эстетическое чувство, заменяясь эстетическим глазомером.

У них мысль не ведет за собой слов, а с трудом догоняет их.

Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается. Можно ненавидеть человека, как подлеца, а можно умереть за него, как за ближнего.

Уметь разборчиво писать - первое правило вежливости.

Ученые диссертации, имеющие двух оппонентов и ни одного читателя.

Ученые издатели - половые науки, которые не варят и не кушают, а только подают кушанье.

Фанатизм во имя порядка готов внести анархию.

Характер - власть над самим собой, талант - власть над другими.

Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться - значит прощать.

Любовь женщины дает мужчине минутные наслаждения и кладет на него вечные обязательства, по крайней мере пожизненные неприятности.

Любуясь, как реформа преображала русскую старину, не доглядели, как русская старина преображала реформу.

Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов.

Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые - влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.

Можно благоговеть перед людьми, веровавшими в Россию, но не перед предметом их верования.
Мужчина видит в любой женщине то, что хочет из нее сделать, и обыкновенно делает из нее то, чем она не хочет быть.

Мужчина занимается женщиной, как химик своей лабораторией: он наблюдает в ней непонятные ему процессы, которые сам же и производит.

Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется.

Мужчина любит женщину, сколько может любить; женщина любит мужчину, сколько желает любить. Потому мужчина обыкновенно любит одну женщину больше, чем она того стоит, а женщина хочет любить больше мужчин, чем сколько в состоянии любить.

Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает; женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать.

Мужчина падает на колени перед женщиной только для того, чтобы помочь ее падению.

Мужчина слушает ушами, женщина - глазами, первый - чтобы понять, что ему говорят, вторая - чтобы понравиться тому, кто с ней говорит.

Музыка - акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит
к еде.

Мы низшие организмы в международной зоологии: продолжаем двигаться и после того, как потеряем голову.

Надобно найти смысл и в бессмыслице: в этом неприятная обязанность историка, в умном деле найти смысл сумеет всякий философ.

Народники так умно рассуждают об основах своей жизни, что кажется, то, на чем они сидят, умнее того, чем они рассуждают о том.

Науку часто смешивают с знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, т.е. уменье пользоваться знанием как следует.

Наша история идет по нашему календарю: в каждый век отстаем от мира на сутки.

Наше сочувствие религиозной старине не нравственное, а только художественное: мы только любуемся ее чувствами, не разделяя их, как сладострастные старики любуются молоденькими девицами, не будучи в состоянии любить их.

Не будем смешивать театр с церковию, ибо труднее балаган сделать церковию, чем церковь превратить в балаган.

Не начинайте дела, конец которого не в ваших руках.

Некоторые женщины умнее других дур только тем, что сознают свою глупость. Разница между теми и другими только в том, что одни считают себя умными, оставаясь глупыми; другие признают себя глупыми, не становясь оттого умными.

Нет ничего бесцельнее, как судить или лечить трупы: их велено только закапывать.

Обряд - религиозный пепел: он охраняет остаток религиозного жара от внешнего холода жизни.

Обряды - ячейки сота, которые каждый облеплял своими чувствами.

Он глуп оттого, что так красив, и не был бы так красив, если бы был менее глуп.

Она в каждом мужчине ищет мужа, потому что в муже не нашла мужчины.

Откровенность - вовсе не доверчивость, а только дурная привычка размышлять вслух.

Петр I готов был для предупреждения беспорядка расстроить всякий порядок.

Писатели, как родители, любят наделять свои детища свойствами, которых лишены сами. Оттого герои у Мопассана всегда глупы, а у Толстого - умны.

Повесе, чтобы соблазнить женщину, нужно больше тонкого понимания людей, чем Бисмарку, чтобы одурачить Европу.

Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.

Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля.

Популярное искусство ценно не по пользе, которую оно приносит, а по вреду, от которого спасает, доставляя менее грубое развлечение.

Почему от священнослужителя требуют благочестия, когда врачу не вменяется в обязанность, леча других, самому быть здоровым?

Прежде в женщине видели живой источник счастья, для которого забывали физическое наслаждение, ныне видят в ней физиологический прибор для физического наслаждения, ради которого пренебрегают счастьем.

Прежде дорожили лицом и скрывали тело, ныне ценят тело и равнодушны к лицу. Прежде инстинкт, как холоп, грубил и бунтовал, но и подвергался бичу, ныне он эмансипировался и пользуется уважением, как природный государь жизни.

Прежде их соединял хотя бы пол, а теперь только потолок.

Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а чтобы будить чужую.

Привычки отцов, и дурные и хорошие, превращаются в пороки детей.

Пролог XX века - пороховой завод. Эпилог - барак Красного Креста.

Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.

Прямой путь - кратчайшее расстояние между двумя неприятностями.

Размышляющий человек должен бояться только самого себя, потому что должен быть единственным и беспощадным судьей самого себя.

Разница между духовенством и другими русскими сословиями: здесь много пьяниц, там мало трезвых.

Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная - ждет его.

Хотеть быть чем-то другим, а не самим собой - значит хотеть стать ничем.

Христы редко являются, как кометы, но Иуды не переводятся, как комары.

Цари - те же актеры с тем отличием, что в театре мещане и разночинцы играют царей, а во дворцах цари - мещан и разночинцев.

Цыгане известности - они известны только за границей, потому что у них нет отечества.

Человек - это величайшая скотина в мире.

Человек работал умно, работал и вдруг почувствовал, что стал глупее своей работы.

Человек, пользуясь разумом, умеет поступать неразумно вопреки инстинкту.

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным.

Чтобы защитить отечество от врагов, Петр опустошил его больше всякого врага.

Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее.

Чтобы уметь быть злым, надобно выучиться быть добрым; иначе будешь просто гадким.

Чужой западноевропейский ум призван был нами, чтобы научить нас жить своим умом, но мы попытались заменить им свой ум.

Эгоисты всех больше жалуются на эгоизм других, потому что всего больше от него страдают.

Я слишком стар, чтобы стареть: стареют только молодые.

В 50 лет необходимо иметь шляпу и два галстука, белый и черный: часто придется венчать и хоронить.

В жизни ученого и писателя главные биографические факты - книги, важнейшие события - мысли.

В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений.

В мужчину, которого любят все женщины, не влюбится ни одна из них.

В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.

В России центр на периферии.

Верует ли духовенство в Бога? Оно не понимает этого вопроса, потому что оно служит Богу.

Всего хуже сознавать себя дополнением собственной мебели.

Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости, как от всего можно одуреть, даже от собственного ума.

Высшая степень искусства говорить - уменье молчать.

Газета приучает читателя размышлять о том, чего он не знает, и знать то, что не понимает.

Гигиена учит, как быть цепной собакой собственного здоровья.

Глаза - не зеркало души, а ее зеркальные окна: сквозь них она видит улицу, но улица видит душу.

Глупость - самая дорогая роскошь, которую могут позволять себе только богатые люди.

Гораздо легче стать умным, чем перестать быть дураком.

Грубость стародумовского общества измеряется необходимостью доказывать материальную пользу добродетели.

Дамы только тем и обнаруживают в себе присутствие ума, что часто сходят с него.

Делай, что я говорю, но не говори, что я делаю, - исправленное иезуитство.

Детальное изучение отдельных органов отучает понимать жизнь всего организма.

Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы - нет.

Дружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде.

Ее отказ приятнее иного согласия.

Есть два рода болтунов: одни говорят слишком много, чтобы ничего не сказать, другие тоже говорят слишком много, но потому, что не знают, что сказать. Одни говорят, чтобы скрыть, что они думают, другие - чтобы скрыть, что они ничего не думают.

Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто.

Есть женщины, в которых никто не влюбляется, но которых все любят. Есть женщины, в которых все влюбляются, но которых никто не любит. Счастлива только та женщина, которую все любят, но в которую влюблен лишь один.

Жалоба, что нас не понимают, чаще всего происходит от того, что мы не понимаем людей.

Женщины все прощают, кроме одного - неприятного обращения с собою.

Женятся на надеждах, выходят замуж за обещания.

Жить - значит быть любимым. Он жил или она жила - это значит только одно: его или ее много любили.

Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.

Здравый и здоровый человек лепит Венеру Милосскую из своей Акулины и не видит в Венере Милосской ничего более своей Акулины.

И москаль, и хохол - хитрые люди, и хитрость обоих выражается в притворстве. Но тот и другой притворяются по-своему: первый любит притворяться дураком, а второй умным.

Из 100 остроумных один умный.

Иногда необходимо нарушать правило, чтобы спасти его силу.

Искусство - суррогат жизни, потому искусство любят те, кому не удалась жизнь.

Истинная цель дела благотворительности не в том, чтобы благотворить, а в том, чтобы некому было благотворить.

Историк задним умом крепок. Он знает настоящее с тыла, а не с лица. У историка пропасть воспоминаний и примеров, но нет ни чутья, ни предчувствий.

История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков.

Как ей не быть умной, возясь всю жизнь с такими дураками.

Когда актер не понимает, кого он играет, он поневоле играет самого себя.

Когда люди, желая ссоры, не ждут ее, она и не последует; когда они ждут ее, не желая, она случится непременно.

Красивые женщины в старости бывают очень глупы только потому, что в молодости были очень красивы.

Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами.

Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей.

Кто из людей презирает людей, должен презирать и самого себя, потому презирать людей вправе только животные.

Кто имеет друзей, которые ненавидят друг друга, тот заслуживает их общей ненависти.

Василий Осипович Ключевский

Афоризмы и мысли об истории

Афоризмы и мысли об истории

Тетрадь с афоризмами

Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.


Если тень человека идет впереди его, это не значит еще, что человек идет за своею тенью.


Если под характером разумеется решительность действия в одном направлении, то характер есть не что иное, как недостаток размышления, не умеющего указать воле других направлений.


Так называемые типы времени - это лица, на которых застыли наиболее употребительные или модные гримасы, вызванные патологическим состоянием людей известного времени.


Человек - это величайшая скотина в мире.


Наша государственная машина приспособлена к обороне, а не к нападению. Она дает нам столько же устойчивости, сколько отнимает подвижности. Когда мы пассивно отбиваемся, мы сильнее себя, ибо к нашим оборонительным силам присоединяется еще наше неумение скоро понять свое бессилие, т.е. наша храбрость увеличивается тем, что, испугавшись, мы не скоро собираемся бежать. Напротив, нападая, мы действуем только 10% своих сил, остальное тратится на то, чтобы привести в движение эти 10%. Мы точно тяжеловооруженный рыцарь средних веков. Нас победит не тот, кто рыцарски правильно атакует нас с фронта, а кто из-под брюха лошади схватит нас за ногу и перекувырнет: как таракан, опрокинувшийся на спину, мы, не теряя штатного количества наших сил, будем бессильно шевелить ногами, ища точки опоры. Сила есть акт, а не потенция; не соединенная с дисциплиной, она сама себя убивает. Мы низшие организмы в международной зоологии: продолжаем двигаться и после того, как потеряем голову.


Можно иметь большой ум и не быть умным, как можно иметь большой нос и быть лишену обоняния.


Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.


Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется.


Семейные ссоры - штатный ремонт ветшающей семейной любви.


Красавица смотрит на свою любовь, как на жертву Молоху; некрасивая считает ее ненужным подарком, который ей позволили принести; женщина ни то ни сё видит в ней просто половую повинность.


Страсти становятся пороками, когда превращаются в привычки, или добродетелями, когда противодействуют привычкам.


Когда дурак начинает считать себя остроумным, количество остроумных людей не увеличивается; когда умный человек признает себя остроумным, всегда становится одним умным меньше и иногда одним остроумным больше; когда остроумный начинает считать себя умным, всегда одним остроумным становится меньше и никогда не бывает одним умным больше.


Умный спросил глупого: «Когда Вы скажете что-нибудь умное?» - «Тотчас после Вашей первой глупости», - отвечал глупый. - «Ну, в таком случае нам обоим придется ждать долго», - продолжал умный. - «Не знаю, как Вы, а я уже своего дождался», - закончил глупый.


Только в математике две половины составляют одно целое. В жизни совсем не так: например, полоумный муж и полоумная жена - несомненно две половины, но в сложности они дают двух сумасшедших и никогда не составят одного полного умного.


Любовь женщины дает мужчине минутные наслаждения и кладет на него вечные обязательства, по крайней мере пожизненные неприятности.


Есть женщины, в которых никто не влюбляется, но которых все любят. Есть женщины, в которых все влюбляются, но которых никто не любит. Счастлива только та женщина, которую все любят, но в которую влюблен лишь один.


Женщины, не любившие в молодости, под старость бросаются в благотворительность. Мужчины, начавшие поздно размышлять, обыкновенно пускаются в философию. Последним философия так же плохо заменяет понимание, как первым благотворительность - любовь.


Женщина плачет, потеряв то, чем долго наслаждалась; мужчина плачет, не достигнув того, чего долго добивался. Для первой слезы - вознаграждение за потерю, для второго - награда за неудачные усилия и для обоих - утешение в несчастии.


Счастье - кусок мяса, который увидела в воде собака, плывшая через реку с куском мяса во рту. Добиваясь счастья, мы теряем довольство; теряем, что имеем, и не достигаем того, чего желаем.


Исключения обыкновенно правильнее самого правила; но они потому не составляют правила, что их меньше, чем неправильных явлений.


Кто из людей презирает людей, должен презирать и самого себя, потому презирать людей вправе только животное.


Он грязно обращался с женщинами, и потому женщины его не любили, потому что женщины все прощают, кроме одного - неприятного обращения с собою.


Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.


Мужчина любит женщину, сколько может любить; женщина любит мужчину, сколько желает люб[ить]. Потому мужчина обыкновенно любит одну женщину больше, чем она того стоит, а женщина хочет любить больше мужчин, чем сколько в состоянии любить.


Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает; женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать.


Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная - ждет его.


Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей. Теперь она не более как отрицание истории и не менее как ее искажение.


Образ правления в государстве - то же, что темперамент в человеке. Что такое темперамент? Это способ распоряжения своими мыслями и поступками, насколько он зависит от установленного всей конструкцией человека соотношения его духовных и физических сил. Что такое образ правления? Это способ направления народных стремлений и действий, насколько он зависит от установившего исторически соотношения его нравственных и материальных средств. История, прошедшее для народа - то же, что для отдельного человека его природа, ибо природа каждого из нас есть не что иное, как сумма наследственных особенностей. Значит, как темперамент есть совокупность бессознательных, но из самого человека исходящих условий, давящих на личную волю, так образ правления определяется суммой не зависимых от общественного мнения, но из самого народа исходящих условий, которые ограничивают общественную свободу. Общественное мнение в народе - то же, что личное сознание в отдельном человеке. Следовательно, как темперамент не зависит от сознания, так образ правления не зависит от общественного мнения. Первый может измениться от воспитания; второй изменяется народным образованием.


Творцы общественного порядка обыкновенно становятся его орудиями или жертвами, первыми - как скоро перестают творить его, вторыми - как скоро начнут его переделывать.


Порядочная женщина до замужества может любить только жениха, а после замужества только мужа. Но жениха она не любит вполне, потому что он еще не муж, а мужа - потому что он уже перестал быть женихом, так что порядочная женщина никогда не любит ни одного мужчины так, как женщина должна любить мужчину, т.е. вполне.


Республиканцы в монархиях - обыкновенно люди, не имеющие царя в собств[енной] голове; монархисты в республиках - люди, замечающие, что другие его теряют.


Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. У первого язык всегда в сфере мысли; у второго мысль вне сферы языка. У первого язык секретарь мысли, у второго ее сплетник или доносчик.


Влюбленный мужчина всегда глуп, потому что добивается только любви женщины, не желая знать, какою любовью любит его женщина, а это главное, потому что женщина любит только свою любовь и любит мужчину лишь насколько мужчина любит любимую ею любовь.

Дата публикации: 2011-10-05 02:03:00

Ключевский Василий Осипович , историк, академик Петербургской Академии наук (1900), почетный академик по разряду изящной словесности (1908), родился в 1841 г. в селе Вознесенское Пензенской губернии в семье священника. В 1860 г. окончил Пензенскую духовную семинарию, но отказался от духовной карьеры и поступил на историко-филологический факультет Московского университета, где учился до 1865 г. В 1866 г. опубликовал кандидатское сочинение «Сказания иностранцев о Московском государстве».

С 1867 г. начал преподавать историю России сначала в Александровском военном училище. Читал курс всеобщей истории в Александровском военном училище (1867—1881), курс русской истории в Московской духовной академии (1871—1906), на Московских высших женских курсах (1872—1888), в Московском университете (с 1879), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. В 1872 г. защитил магистерскую диссертацию «Древнерусские жития святых как исторический источник». Докторская диссертация («Боярская дума древней Руси») была защищена им в 1882 г. Сфера научных интересов Ключевского охватывала все грани истории России с древнейших времен до эпохи Петра I.

С начала 1880-х гг. по его инициативе началось чтение публичных лекций по русской истории в Политехническом музее. Сам Ключевским был одним из популярнейших лекторов своего времени. Его полный курс истории России, читаемый в Московском университете, охватывал все внешние и внутренние факторы развития общества, с учетом географических, этнографических, климатических, экономических и политических сторон исторического процесса. Блестящий литературный стиль лекций, научных трудов и публицистических статей, публиковавшихся в основном в журнале «Русская мысль», обеспечили Ключевскому место не только в истории исторической науки, но и в истории литературы. Он поддерживал дружеские отношения со многими деятелями культуры, в частности, именно он помогал в работе над ролью Бориса Годунова и другими ролями Ф. И. Шаляпину.

Член Общества любителей российской словесности (с 1909 почетный член). С 1880-х гг. член Московского археологического общества, Московского общества истории и древностей российских (председатель в 1893—1905 гг.). Умер в 1911 г. в Москве.

Цитаты:

  • Вера в жизнь посмертную — тяжелый налог на людей, которые не умеют дожить и до смерти, перестают жить прежде, чем успеют умереть.
  • В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений.
  • Быть счастливым значит не желать того, чего нельзя получить.
  • В древнерусском браке не пары подбирались по готовым чувствам и характерам, а характеры и чувства вырабатывались по подобранным парам.
  • Великая идея в дурной среде извращается в ряд нелепостей.
  • В мужчину, которого любят все женщины, не влюбится ни одна из них.
  • В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.
  • Высшая задача таланта — своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.
  • Гораздо легче стать отцом, чем остаться им.
  • Дамы только тем и обнаруживают в себе присутствие ума, что часто сходят с него.
  • Дружба обыкновенно служит переходом от простого знакомства к вражде.
  • Если под характером разумеется решительность действия в одном направлении, то характер есть не что иное, как недостаток размышления, не умеющего указать воле других направлений.
  • Если тень человека идет впереди его, это не значит еще, что человек идет за своей тенью.
  • Детальное изучение отдельных органов отучает понимать жизнь всего организма.
  • Добродетель только тогда и получает вкус, когда перестает быть ей. Порок — лучшее украшение добродетели.
  • Злой дурак злится на других за собственную глупость.
  • Играя других, актеры отвыкают быть самими собой.
  • Иногда необходимо нарушать правило, чтобы спасти его силу.
  • Искусство — суррогат жизни, потому искусство любят те, кому не удалась жизнь.
  • Когда люди, желая ссоры, не ждут ее, она и не последует; когда они ждут ее, не желая, она случится непременно.
  • Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.
  • Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.
  • Жить — значит быть любимым. Он жил или она жила — это значит только одно: его или ее много любили.
  • Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.
  • Здравый и здоровый человек лепит Венеру Милосскую из своей Аку-лины и не видит в Венере Милосской ничего более своей Акулины.
  • Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами.
  • Кто имеет друзей, которые ненавидят друг друга, тот заслуживает их общей ненависти.
  • Кто очень любит себя, того не любят другие, потому что из деликатности не хотят быть его соперниками.
  • Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться — значит прошать.
  • Любовь женщины дает мужчине минутные наслаждения и кладет на него вечные обязательства, по крайней мере пожизненные неприятности.
  • Люди живут идолопоклонством перед идеалами, и, когда недостает идеалов, они идеализируют идолов.
  • Люди ищут себя везде, только не в себе самих.
  • Есть люди, которые умеют говорить, но не умеют ничего сказать. Это ветряные мельницы, которые вечно машут крыльями, но никогда не летают.
  • Женщины всё прощают, кроме одного — неприятного обращения с собою.
  • Мужчина слушает ушами, женщина — глазами, первый — чтобы понять, что ему говорят, вторая — чтобы понравиться тому, кто с ней говорит.
  • Музыка — акустический состав, вызывающий в нас аппетит к жизни, как известные аптечные составы вызывают аппетит к еде.
  • Мы низшие организмы в международной зоологии: продолжаем двигаться и после того, как потеряем голову.
  • Мысль без морали — недомыслие, мораль без мысли — фанатизм.
  • Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить Бога за то, что они есть.
  • Мужчина любит женщину, сколько может любить; женщина любит мужчину, сколько желает любить. Потому мужчина обыкновенно любит одну женщину больше, чем она того стоит, а женщина хочет любить больше мужчин, чем сколько в состоянии любить.
  • Мужчина любит женщину чаще всего за то, что она его любит; женщина любит мужчину чаще всего за то, что он ею любуется.
  • Мужчина любит обыкновенно женщин, которых уважает: женщина обыкновенно уважает только мужчин, которых любит. Потому мужчина часто любит женщин, которых не стоит любить, а женщина часто уважает мужчин, которых не стоит уважать.
  • Мужчина падает на колени перед женщиной только для того, чтобы помочь ее падению.
  • Наше будущее тяжелее нашего прошлого и пустее настоящего.
  • Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть умение пользоваться знанием как следует.
  • Некоторые женщины умнее других дур только тем, что сознают свою глупость. Разница между теми и другими только в том, что одни считают себя умными, оставаясь глупыми; другие признают себя глупыми, не становясь оттого умными.
  • Можно иметь большой ум и не быть умным, как можно иметь большой нос и быть лишенным обоняния.
  • Молодежь что бабочки: летят на свет и попадают на огонь.
  • Прошедшее нужно знать не потому, что оно прошло, а потому, что, уходя, не умело убрать своих последствий.
  • Различие между храбрым и трусом в том, что первый, сознавая опасность, не чувствует страха, а второй чувствует страх, не сознавая опасности.
  • Размышляющий человек должен бояться только самого себя, потому что должен быть единственным и беспощадным судьей самого себя.
  • Самое умное в жизни — все-таки смерть, ибо только она исправляет все ошибки и глупости жизни.
  • Под старость глаза перемещаются со лба на затылок: начинаешь смотреть назад и ничего не видеть впереди; то есть живешь воспоминаниями, а не надеждами.
  • Почему от священнослужителя требуют благочестия, когда врачу не вменяется в обязанность, леча других, самому быть здоровым?
  • Великоросс часто думает надвое, и это кажется двоедушием. Он всегда идет к прямой цели, но идет, оглядываясь по сторонам, и потому походка его кажется уклончивой и колеблющейся. Ведь лбом стены не прошибешь, и только вороны прямо летают.
  • Пролог XX века — пороховой завод. Эпилог — барак Красного Креста.
  • Самолюбивый человек тот, кто мнением других о себе дорожит больше, чем своим собственным. Итак, быть самолюбивым — значит любить себя больше, чем других, и уважать других больше, чем себя.
  • Самый верный и едва ли не единственный способ стать счастливым — это вообразить себя таким.
  • Семейные ссоры — штатный ремонт ветшающей семейной любви.
  • Скучен театр, когда на сцене видишь не людей, а актеров.
  • Сладострастие есть не что иное, как властолюбивое самолюбие, разыгранное на женских прелестях.
  • Слово — великое оружие жизни.
  • Смерть — величайший математик, ибо безошибочно решает все задачи.
  • Одни вечно больны только потому, что очень заботятся быть здоровыми, а другие здоровы только потому, что не боятся быть больными.
  • Под свободой совести обыкновенно разумеется свобода от совести.
  • Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля.
  • Справедливость — доблесть избранных натур, правдивость — долг каждого порядочного человека.
  • Мужчина видит в любой женщине то, что хочет из нее сделать, и обыкновенно делает из нее то, чем она не хочет быть.
  • Не начинайте дела, конец которого не в ваших руках.
  • Обыкновенно женятся на надеждах, выходят замуж за обещания. А так как исполнить свое обещание гораздо легче, чем оправдать чужие надежды, то чаще приходится встречать разочарованных мужей, чем обманутых жен.
  • Женщина, соблазняющая мужчину, гораздо менее виновата, чем мужчина, соблазняющий женщину, потому что ей труднее стать порочной, чем ему остаться добродетельным.
  • Люди самолюбивые любят власть, люди честолюбивые — влияние, люди надменные ищут того и другого, люди размышляющие презирают и то и другое.
  • Добро, сделанное врагом, так же трудно забыть, как трудно запомнить добро, сделанное другом. За добро мы платим добром только врагу; за зло мстим и врагу, и другу.
  • Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.
  • Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.
  • Дружба может обойтись без любви; любовь без дружбы — нет.
  • Есть два рода болтунов: одни говорят слишком много, чтобы ничего не сказать, другие тоже говорят слишком много, но потому, что не знают, что сказать. Одни говорят, чтобы скрыть, что они думают, другие — чтобы скрыть, что они ничего не думают.
  • Есть два рода дураков: одни не понимают того, что обязаны понимать все; другие понимают то, чего не должен понимать никто.
  • Труд ценится дорого, когда дешевеет капитал. Ум ценится дорого, когда дешевеет сила.
  • Ум гибнет от противоречий, а сердце ими питается.
  • Уметь разборчиво писать — первое правило вежливости.
  • Характер — власть над самим собой, талант — власть над другими.
  • Счастье не в том, чтобы прожить благополучно, а в том, чтобы понять и почувствовать, в чем может оно состоять.
  • Только в математике две половины составляют одно целое. В жизни совсем не так: например, полоумный муж и полоумная жена — несомненно, две половины, но в сложности они дают двух сумасшедших и никогда не составят одного полного умного.
  • Хитрость не есть ум, а только усиленная работа инстинктов, вызванная отсутствием ума.
  • Хорошая женщина, выходя замуж, обещает счастье, дурная — ждет его.
  • Христы редко являются, как кометы, но иуды не переводятся, как комары.
  • Человек — это величайшая скотина в мире.
  • Старость для человека что пыль для платья — выводит наружу все пятна характера.
  • Страсти становятся пороками, когда превращаются в привычки, или добродетелями, когда противодействуют привычкам.
  • Счастлив, кто может жену любить, как любовницу, и несчастлив, кто любовнице позволяет любить себя, как мужа.
  • Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
  • Чтобы иметь влияние на людей, надо думать только о них, забывая себя, а не вспоминать о них, когда понадобится напомнить о себе.
  • Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее.
  • Есть женщины, в которых никто не влюбляется, но которых все любят. Есть женщины, в которых все влюбляются, но которых никто не любит. Счастлива только та женщина, которую все любят, но в которую влюблен лишь один.
  • Всем можно гордиться, даже отсутствием гордости.
  • Вся разница между умным и глупым в одном: первый всегда подумает и редко скажет, второй всегда скажет и никогда не подумает. У первого язык всегда в сфере мысли; у второго мысль вне сферы языка. У первого язык секретарь мысли, у второго ее сплетник и доносчик.
  • Есть люди, вся заслуга которых та, что ничего не делают.
  • Воображение — на то и воображение, чтобы восполнять действительность.
  • Адвокат — трупный червь: он живет чужой юридической смертью.
  • Бесцельным надо признать не только то, что достигает цели, но и то, что хватает через цель.
  • Было бы сердце, а печали найдутся.
  • В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что. их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.
  • Всего хуже сознавать себя дополнением собственной мебели.