Литературное чтение УМК «Школа России. Литературное чтение Анализ программ литературное чтение начальная школа

Литературное чтение

Послебукварный период. Введение в литературное чтение

Программа Е. И. Матвеевой

Программа по литературному чтению в первом классе призвана решать задачи, связанные с формированием читательской деятельности, расширением литературного кругозора, развитием чувства художественного слова, литературного вкуса.

Программа построена с учётом исследований о диалогической «встроенности» сознания современного читателя в культурное пространство мира, создаваемой особым подбором изучаемых произведений. Автор программы учитывает тот факт, что литература рассматривает образ , которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность. В связи с этим литературное чтение обращено, в первую очередь, к образной природе произведений, обладающих эстетическим достоинством, эстетической ценностью, являющейся важной составляющей формирующейся культуры читателя.

Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте, точно, полно и глубоко раскрывать художественный потенциал произведения.

Цель данного курса чтения – обеспечение интенсивного совершенствования чтения учащихся через освоение «смыслов» литературного текста, открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребёнка; воспитание культуры восприятия текста; стимулирование потребности ребёнка в творческом чтении

К концу первого класса дети должны знать:

  • особенности «взрослого» чтения: чтения по синтагмам (речевым звеньям) с выделением ключевых слов и расстановкой пауз;
  • особенности интонации конца и середины высказывания;
  • признаки поэтического и прозаического текстов;
  • что такое орфограмма;
  • некоторые творческие секреты автора, определяющие особенности его настроения при передаче чувств;
  • прямое и переносное значения слова;
  • критерии выразительного чтения дидактического текста;
  • некоторые законы русской речи в ситуациях речемыслительной деятельности;
  • некоторые этикетные нормы общения.

уметь:

  • грамотно читать дидактический литературный текст и использовать все возможные приёмы понимания этого текста;
  • самостоятельно делить незнакомый текст на синтагмы, выделять в нём ключевые слова, расставлять паузы;
  • воспринимать художественный текст на слух;
  • выразительно читать небольшие по объёму художественные тексты после комментирования с целью выражения своего мнения по поводу прочитанного;
  • интонировать наизусть поэтические и прозаические тексты разного содержания;
  • отличать поэтические и прозаические тексты;
  • оперировать терминами «диалог», «многоточие», «образ», «пауза», «речевое звено», «темп», «тон», в работе над содержанием, исполнением и построением текста;
  • обращаться к словарю и книжным сноскам в случае разъяснения непонятных слов, терминов;
  • осмысливать художественное произведение, понимая предметное содержание текста, раскрывая творческие секреты автора, определяя особенности его настроения при передаче чувств;
  • находить некоторые способы передачи настроения героев и автора произведения;
  • исполнять роль какого-нибудь героя; принимать участие в разыгрывании сюжетной картинки по произведению, изученному на уроке;
  • отличать прямое и переносное значения слова;
  • фиксировать в разговоре о произведении различные переживания, выражать личное мнение о нём;
  • отвечать на вопросы к текстам, выполнять творческие задания;
  • высказывая гипотезы при исследовании «смыслов» текста;
  • участвовать в диалоге по поводу произведения;
  • формулировать критерии выразительного чтения;
  • оценивать чтение других и собственное чтение в соответствии с критериями выразительного чтения;
  • создавать небольшое письменное высказывание (ответ на вопрос) согласно творческому заданию и «исполнять» его выразительно перед классом для дальнейшего обсуждения;
  • читать вслух незнакомый несложный текст целыми словами, ориентируясь на ключевые слова, знаки препинания (темп чтения на конец 1 класса – 30-40 слов в минуту); отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста.

Тематическое планирование

Введение в литературное чтение. Послебукварный период.

Программа Е. И. Матвеевой

4 ч на 9 уч. нед. = 36 ч

Тема

Кол-во часов

Урок знакомства. Чудеса природы . Оттенки смысла слов. Определение оттенков слова, настроений автора в поэтическом и прозаическом текстах о природе. Выбор заголовка к тексту. Знакомство с техникой понимания текста – «чтение островками». Чтение учебных текстов, стихотворений М. Бородицкой, Я. Акима, сказки Н. Сладкова «Медведь и солнце».

2

Тема наступления весны, пробуждения природы в сказке. Описание героя-животного. Разговор героев. Способы передачи их речи. Выделение из текста непонятных слов, определение способов работы с ними. Знакомство с разными способами изображения природы разными авторами. Чтение учебного текста, сказки Э. Шима «Весна», стихотворений В. Орлова, З. Александровой, Р. Ругина.

2

Определение оттенков настроения автора прозаических текстов о весне. Выделение слов признаков для описания весны. Выбор заголовка к тексту. Чтение рассказа В. В. Бианки «…Прилетела красавица-весна…», отрывка из сказки К. Г. Паустовского «Стальное колечко»

1

Определение темы рассказа. Выделение слов-признаков для описания цветка в рассказе. Разговор героев. Способы передачи их речи и настроения. Постановка тактового ударение в тексте. Чтение учебного текста, сказки Э. Ю. Шима «Ландыш», рассказа И. Соколова-Микитова «Ландыши»

1

Определение понятия тон в поэтическом тексте. Способы изображения «живого» цветка в стихотворении разных авторов. Выделение слов-признаков и слов-действий для описания героя. Работа со словариком понятий. Определение оттенков настроения учителя во время чтения отрывков из сказки.

3

От дождя до радуги. Определение способов передачи настроения героев в юмористическом стихотворении. Определение темы стихотворения и рассказа. Рассуждение о мечте. Выделение главного смысла рассказа.

2

Определение понятия темп в поэтическом тексте со звукописью (понятие звукописи не вводится). Способы изображения «живого» дождя в шутливых стихотворениях разных авторов. Выделение слов-признаков и слов-действий для описания необычного героя. Работа со словариком понятий. Определение роли похожих по звучанию слов (омофонов) для создания образа.

3

Прогнозирование событий по рассказу. Определение темы и основной мысли текстов. Определение грустного, печального настроения истории как основного настроения текста. Способы изменения настроения.

2

Выбор заголовка к тексту. Определение темы и основной мысли текста. Выделение в рассказе слов-сравнений для создания образа радуги. Способы использования сравнений разными авторами. Определение роли сравнения в тексте.

2

Знакомство с одинаковыми образами явлений природы в сказке и стихотворении. Использование разных способов изображения «героев». Способы передачи настроения авторов в сказке и стихотворении. Объяснение смысла заголовка стихотворения.

2

Кто придумал чудеса? Составление высказывания (текста), содержащего описание. Сравнение текстов-описаний, определение их основного настроения. Способы передачи этого настроения. Выделение оттенков слова в описании одного явления разными авторами.

2

Определение способов создания чудес в природе, в жизни разными авторами поэтического жанра. Интонирование юмористического стихотворения с предварительным выделением слов-признаков, слов-действий для создания картины чуда.

2

Описание чуда в поэтическом тексте. Способы интонирования стихотворного текста вслух.

1

Способ прочтения и осмысления текста шуточного характера со словами, имеющими корни от названий разных овощей. Игра слов как способ создания образа чуда с помощью намеренного соединения таких корней. Ст-я Н. Кончаловской «Про овощи» и О. Григорьева «Человек с зонтом».

2

Осмысление понятия диалог героев . Способы передачи речи героев истории, выбор тона и темпа чтения. Сказка В. Берестова «Честное гусеничное».

2

Сопоставление разных образов – бабочки и солнечного зайчика – с целью выявления особенностей интонации автора и читателя, особенностей речи героев и слов-признаков. Рассказ героя о себе от первого лица. Способы создания автором «живого» существа. Чтение ст-й А. Фета «Бабочка» и Н. Матвеевой «Солнечный зайчик»

2

Сквозь волшебное стекло. Способ интонирования песни, в которой создаётся образ добра и света. Выбор средств для передачи радостного настроения. Ст-е С. Чёрного «Песня солнечного луча».

2

Знакомство с историей о чуде, содержащей повествование. Проникновение в замысел автора. Способ передачи и перемены настроения героев с помощью средств языка. Определение личного отношения читателя к событию, описанному автором. Н. Абрамцева «Стёклышко». Ю. Коваль «Фиолетовая птица».

2

Заключительный урок.

Чтение искусственного и художественного текста с попыткой переноса способа синтагматического чтения на незнакомое произведение.

1

1.1. По традиционной модели «Школа 2100». Программа «Чтение и начальное литературное образование» Рустэма Николаевича Бунеева, Екатерины Валерьевны Бунеевой является составной частью комплекта программ непрерывных курсов Общеобразовательной программы «Школа 2100». Содержание данной программы изложено в «Программе общеобразовательных учреждений начальные классы (1-4). Часть I.» (М.: Просвещение, 2000.- С. 183-197).

Образовательная программа «Школа 2100» - это одна из программ развития общего среднего образования, направленная на развитие и совершенствование содержания образования и обеспечение его программно-методическими и учебными материалами. Проект, выполненный группой академиков РАО А.А. Леонтьевым (научный руководитель), Ш.А. Амонашвили, С.К. Бондыревой и рядом ведущих российских ученых - Бунеевым Р.Н., Вахрушевым А.А., Горячевым А.В., Даниловым Д.Д., Ладыженской Т.А. и другими, построен на лучших российских педагогических традициях, исследованиях РАО последних лет и четко учитывает особенности детской психики и закономерности восприятия.

Ученым удалось создать образовательную систему, которая готовит молодых людей к реальной современной жизни, к продуктивной деятельности и вооружает их солидным творческим потенциалом, учит решать самые сложные жизненные задачи, приучает постоянно пополнять свои знания, принимать самостоятельные решения и отвечать за них. Это удачный опыт системного построения образовательного пространства с учетом непрерывности и преемственности всех ступеней образования.

Данная программа рекомендована Министерством образования и науки РФ. В 2006-2007 годах Образовательная система «Школа 2100» и непрерывная линия учебников по литературе и русскому языку Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой прошла экспертизу ведущих научных и педагогических заведений РФ. Экспертиза была проведена по запросам Министерства образования и науки РФ; Комитета по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии Совета Федерации.

Авторский коллектив Образовательной программы «Школа 2100» попытался разработать такую образовательную систему, которая: * во-первых, была бы системой развивающего образования, готовящей школьника нового типа - внутренне свободного, любящего и умеющего творчески относиться к действительности, к другим людям, способного не только решить старую, но и поставить новую проблему, способного делать осознанный выбор и принимать самостоятельные решения; * во-вторых, была бы доступна массовой школе, не требовала бы от учителей переучиваться заново; * в-третьих, была бы разработана именно как целостная система - от теоретических основ, учебников, программ, методических разработок до системы повышения квалификации учителей, системы контроля и мониторинга результатов учения, системы внедрения в конкретные школы; * в-четвертых, была бы системой целостного и непрерывного образования.

Программа «Чтение и начальное литературное образование» предлагает реализацию системы чтения по серии книг «Свободный ум». В состав учебно- методического комплекса входит: -книга для чтения, -тетрадь по литературному чтению, -толковый словарик учебнику, -книги для внеклассного чтения, -методические рекомендации для учителя, -справочник для учителей начальных классов, приложение к книгам для чтения серии «Свободный ум». 1 класс обеспечивается следующими учебниками и дополнительными материалами: Авторы, описание состава УМК Назначение Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. («Капельки солнца»). Учебник для 1-го класса. Изд. 3-е., перераб. - М.: Баласс, 2001. - 208 с., илл. (Серия «Свободный ум».) предназначен для работы с первоклассниками после завершения курса обучения грамоте по учебнику «Букварь» авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Учебник развивает читательские умения детей, интерес к чтению, совершенствует технику чтения. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.

Тетрадь по литературному чтению, 1-й класс. - М.: Баласс, 2001. - 64 с. является приложением к учебнику «Литературное чтение» («Капельки солнца») 1-й класс и используется для работы с первоклассниками параллельно с учебником. Предназначена для совершенствования техники чтения, для развития умения понимать прочитанное, а также для выполнения творческих заданий. Шестакова Н.А., Кулюкина Т.В.

Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» («Капельки солнца»), 1-й класс. - М.: Баласс, 2008. - 96 с., илл. предназначен для проведения словарной работы в ходе чтения текстов учебника «Литературное чтение», 1-й класс («Капельки солнца») авторов Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой.

Задача данного пособия - подготовить детей к работе с различными видами словарей: помочь освоить особенности оформления словарных статей, указать путь поиска необходимых сведений о слове. Уроки литературного чтения в 1-м классе по учебнику «Капельки солнца». Методические рекомендации для учителя. (Авторский коллектив: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина, О.В. Чиндилова. - Изд. 3-е, перераб. - М.: Баласс, 2006. -192 с. в пособие включены программа по чтению, варианты тематического планирования уроков, описана технология формирования у детей типа правильной читательской деятельности через систему уроков чтения в 1-м классе по учебнику Р.Н. и Е.В. Бунеевых «Капельки солнца» и «Тетради по чтению» для 1-го класса.

Примерно те же дополнительные материалы составляют УМК для 2-4 класса: Авторы, описание состава УМК Назначение Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. («Маленькая дверь в большой мир»). Учебник для 2-го класса. В 2-х ч. - М.: Баласс, 2003. (Серия «Свободный ум».) - Ч. 1 - 208 с., илл.; ч. 2 - 160 с. предназначен для работы во 2-м классе. Его отличительные особенности -- ориентация на общечеловеческие ценности, опора на детское мировосприятие, целостная система текстов разных жанров, коммуникативная направленность, ситуативность. В учебнике есть постоянно действующие герои, диалоги которых связывают тексты, мотивируют вопросы и задания к ним. Система вопросов и заданий направлена на развитие читательских и речевых умений детей. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. («В одном счастливом детстве»).

Учебник для 3-го класса. В 2-х ч. Изд. 3-е, перераб. - М.: Баласс, 2001. (Серия «Свободный ум».) - Ч. 1 - 192 с., ч. 2 - 224 с. предназначен для занятий с учащимися 3-го класса. Его цель -- формирование интереса к чтению, читательских умений; интеллектуальное и эстетическое развитие детей; подготовка к систематическому изучению литературы. Учебник построен в форме эвристической беседы, в нем есть постоянно действующие герои. Тексты ситуативно обусловлены и сгруппированы в четырнадцать разделов. Последовательность разделов отражает естественное течение жизни, события, происходящие в семье героев книги. Тексты сопровождены вопросами и заданиями. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение. («В океане света»).

Учебник для 4-го класса. В 2-х ч. Изд. 4-е, перераб. - М.: Баласс, 2004. (Серия «Свободный ум».) - Ч. 1 - 240 с.; ч. 2 - 224 с. представляет собой курс истории русской детской литературы в виде хрестоматии для учащихся 4-го класса. Тексты отобраны в соответствии с возрастом детей и расположены в хронологической последовательности. Учебник формирует начальное представление об истории литературы как процессе, совершенствует навыки чтения, понимания и анализа текста, помогает осуществить переход к изучению курса литературы в основной школе.

К учебникам предлагаются в помощь учащимся и учителю следующие материалы: 1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В.Тетрадь по литературному чтению, 2,3,4-й класс. 2-е изд., испр. - М.: Баласс, 2004. - 64 с. (Серия «Свободный ум».) 2. Шестакова Н.А., Кулюкина Т.В. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»), 2,3,4-й класс. - М.: Баласс, 2008. - 80 с. 3. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Уроки чтения по учебнику «Литературное чтение» («Маленькая дверь в большой мир»), 2-й класс. Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, дополненное. - М.: Баласс, 2001. - 208 с. 4. Бунеева Е.В., Смирнова О.В., Яковлева М.А.Уроки чтения по учебнику «Литературное чтение» («В одном счастливом детстве»), 3-й класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2000. - 352 с. (Серия «Свободный ум».) 5. Бунеева Е.В., Чиндилова О.В. Уроки чтения в 4-м классе по учебнику «Литературное чтение» («В океане света»).

Методические рекомендации для учителя. Изд. 2-е, перераб. - М.: Баласс, 2006. - 192 с. (Серия «Свободный ум».) «Тетради по чтению» входят в УМК по чтению серии «Свободный ум» с 2001 года. Они подготовлены к каждой книге для чтения. Основная цель данной тетради указана в таблице. Материал в тетради распределен по урокам в соответствии с тематическим планированием, сгруппирован в соответствии с этапами работы с текстом. Здесь предлагаются упражнения и задания, которые целесообразно использовать на уроке. Причем задания сформулированы как для детей, так и для учителя. В тетради помещен необходимый теоретико- литературный материал. Рабочая тетрадь, по мнению авторов, должна органично включаться в ткань урока, не нарушая технологии работы с текстом. В середине тетради помещены листы с письменными проверочными работами, которые должны проводиться после каждого раздела книги.

В «Методические рекомендации для учителя» включены описание технологии работы с текстом на уроках литературного чтения в начальной школе, формирующей у детей тип правильной читательской деятельности; тематическое планирование уроков, подробные поурочные методические разработки по учебнику для литературного чтения 2-4 классы (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева), а также разработки уроков внеклассного чтения. Кроме того, учебно- методический комплекс располагает следующими книгами: 1. Очерки о детских писателях.

Справочник для учителей начальных классов. Вып. 2. Приложение к книгам для чтения серии «Свободный ум» авт. Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой. - М.: Баласс, 1999. - 240 с. Справочник адресован учителям начальных классов, работающим по учебникам литературного чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой «Капельки солнца», «Маленькая дверь в большой мир», «В одном счастливом детстве», «В океане света», и содержит очерки о детских писателях. Он может быть рекомендован и учителям, работающим по другим учебникам чтения, а также студентам педагогических вузов и училищ в качестве пособия по курсу «Детская литература». 2. Книги для внеклассного чтения.

2.1. Синицына И.Ю. Буква-озорница. Веселые загадки для детей, которые уже умеют читать. В 2-х вып. - М.: «Баласс», 2004. - Вып. 1. - 32 с. В книгах собраны веселые загадки-путаницы. Для отгадывания предложенных автором загадок потребуется замена одной буквы внутри небольшого двустрочного стихотворения. Данный вид работы помогает развитию умения производить звуко-буквенный анализ слова, который лежит в основе обучения ребенка грамоте, развитию внимания и логического мышления детей, позволит повысить учебную мотивацию младшего школьника. Это хороший материал для совместного со взрослым или самостоятельного чтения. В первом выпуске «Буквы-озорницы» собраны загадки начальной степени трудности, во втором и последующих степень трудности загадок постепенно повышается. 2.2. Марья Моревна. Русская народная сказка. - М.: Баласс, 2004. - 48 с. Данная книга входит в серию книг для внеклассного чтения для детей 7-10 лет. Способствует формированию навыков продуктивного чтения и развитию познавательных способностей ребенка.

Цель уроков чтения по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой- научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего самостоятельно выбрать. Задачи: формирование техники чтения и приёмов понимания текста; приобщение детей к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями (на основе интереса к чтению); Развитие устной и письменной речи, творческих способностей детей; Знакомство через литературу с миром человеческих отношений; формирование личности. За основу группировки учебного материала взят традиционный тематический принцип.

Все книги для чтения серии «Свободный ум» объединены внутренней логикой. Внутренняя логика системы чтения реализуется через следующие принципы: принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой»; монографический принцип; принцип актуализации тематики чтения; принцип самостоятельного домашнего чтения детей; принцип целостного восприятия художественного произведения.

Авторы составили программу так, что за 4 года обучения в начальной школе дети неоднократно обращаются к произведениям А. Барто, В. Берестова, В. Драгунского, С. Маршака, Н. Матвеевой, К. Паустовского, С.Черного, А. Чехова и др. Учащиеся читают произведения, написанные в различных жанрах, разнообразные по тематике, предназначенные для читателей разного возраста. Таким образом, в 4 классе дети видят «связь судьбы писателя и его творчества с историей детской литературы».дети получают целостное представление о писателях. В книге «В океане света» тексты расположены в хронологической последовательности. У детей, таким образом, возникает первоначальное представление об истории литературы как процессе, о связи содержания произведения с личностью автора и его жизнью.

Так, например, в 1 классе школьники читают стихи С. Маршака, во 2 - переводы народных песенок и сказок, в 3- пьесу, в 4- статью-эссе о М.Пришвине и др. Программа по чтению для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы: Тематика чтения. Техника чтения. Формирование приемов понимания прочитанного. Эстетическое переживание прочитанного, элементы литературоведческого анализа текста. Практическое знакомство с литературоведческими понятиями. Речевое развитие.

На программу по "Чтение и начальное литературное образование" предусмотрено следующее количество часов 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс 40 часов 136 часа 102 часа 102 часа В круг чтения детей входят произведения, представляющие все области литературного творчества: фольклор народов России и мира, русскую и зарубежную классику, современную отечественную и зарубежную литературу. Разделы программы включают произведения, составляющие золотой фонд детской литературы.

Учащиеся начальной школы изучают и произведения современных авторов детской и «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, отрывки из повестей, сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэмы, пьесы- сказки. Круг чтения определен тематикой чтения: 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс «Попрыгать. Поиграть…» (стихи и маленькие рассказы) «Там на неведомых дорожках..» (волшебные народные и литературные сказки) -Сказочные человечки (сказочные повести) -Прощание с летом. -Летние путешествия и приключения. -Природа летом (стихи, рассказы, отрывки из повестей) Произведения современной детской литературы разных жанров (баллады, сказочные повести, фантастические повести) -Наш дом -Ребятам о зверятах -Сказочные богатыри (сказки и былины) -«Сказка мудростью богата…» -«Сказка- ложь, да в ней намек…» (сказки народов мира) -Уроки и переменки -«Глухая пора листопада…» -«И кот ученый свои мне сказки говорил…» -«Поет зима, аукает…» У истоков русской детской литературы (басни, литературные сказки, учебные книги для чтения и др.) Маленькие открытия -Самое обыкновенное чудо (авторские сказки) -Животные в нашем доме -Мы с мамой и папой и др. Детская литература XIX века, XX века, 30-50-х годов, 60-90-х годов На уроках в ходе чтения учитель знакомит учащихся с рядом литературоведческих понятий. Помогают в этом специально составленные авторами учебников диалоги действующих героев.

Перечислим примерные теоретические понятия, которые младший школьник должен уметь практически отличать и относить прочитанное произведение к определенному виду и жанру: 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс стихотворение рифма ритм рассказ герой и автор рассказа -сказка, былина, загадка, песенка, скороговорка. -«сказочные приметы» -тема, основная мысль; -литературная сказка -повесть, пьеса; -изобразительно- выразительные средства: сравнение, олицетворение, эпитет - пролог, эпилог; автобиографическое произведение; -басня, баллада, фантастическая повесть, юмор, сатира. Урокам внеклассного чтения авторы программы уделяют особое внимание, но описание раздела «Работа с детской книгой» не включили в программу, ссылаясь на известные труды Н.Н. Светловской, О.В. Джежелей и программу О.В. Джежелей «Чтение и литература».

Главными отличиями уроков внеклассного чтения состоит в том, что на этих уроках дети работают не с хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения в 1 классе заключается в том, что дети читают «в рамках книг для чтения», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения.

В 1 классе уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков- индивидуальное дело учителя. В конце каждой книги для чтения приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Особенность уроков внеклассного чтения во 2 классе состоит в том, что они проводятся не параллельно основному курсу чтения, а тесно с нм связаны, находятся «в рамках» книги для чтения «Маленькая дверь в большой мир» и проводится в начале учебного года, после чтения каждого из 6 разделов и в конце учебного года. Обязательным требованием к уроку внеклассного чтения является наличие у детей детских книг. Большая часть деятельности, предлагаемой учебником, развивающая, имеет положительную мотивацию, направлена на развитие коммуникативной компетенции школьника.

Данная программа успешно реализуется в 37 % российских школ. Учебные книги 15 лет входят в Федеральный перечень учебников РФ и хорошо известны во всех регионах России, странах СНГ и Балтии. Большая часть российских школьников, занявших первое место в мировом тестировании PIRLS в 2006 году, учились по этим книгам.

Приведем ниже экспертные заключения различных организаций, которые оценивали эффетивность модели «Школа 2100»: «Работа по Системе устраняет ненужные школьные перегрузки, сохраняя здоровье, делает процесс обучения увлекательным и творческим. Гражданственность и патриотизм становятся убеждением, а умение понимать позицию другого человека - нормой. Но самое главное - эта образовательная система дает возможность развить у молодого человека его потенциальные способности, которые раньше часто оставались не раскрыты». Или другое: «Содержание соответствует государственному стандарту, но во всех учебниках рассматривается как ориентировочная основа для организации самостоятельной деятельности, формирования коммуникативных, социальных навыков.

В Системе решена одна из самых болезненных проблем нашего образования: непрерывности и преемственности на всех ступенях обучения. А это значит, что здесь нет стрессового включения ребенка в школьную жизнь, срывов во время перехода из начальной школы в среднюю, а старшие классы построены так, что продолжение образования является естественным процессом». Уникальность экспертизы заключалась в том, что были проанализированы учебники, реализующие образовательную систему, на предмет соответствия заявленным научным положениям системы. 16 ноября 2005 года на президиуме РАО был заслушан вопрос о результатах комплексной экспертизы образовательной системы "Школа 2100" и принято постановление о признании ее в качестве личностно-ориентированной, развивающей образовательной системы нового поколения, соответствующей государственной политике.

В настоящее время учебники Образовательной программы «Школа 2100» активно входят в практику массовой школы, авторы учебников регулярно проводят методические курсы, консультации и семинары для учителей, научно-практические конференции. В ОУ СОШ № 4 г. Сызрани по программе Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой работает учитель начальных классов Абдряхимова Галия Игматуловна.

Система занятий, принципы подачи материала, творческие задания, подходы к изучению произведений и др.- все импонирует учителю. Класс в речевом развитии заметно отличается от сверстников, занимающихся по программе литературного чтения Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.И. Головановой. Дети нестандартно мыслят, активны, высказывают и отстаивают свое мнение.

А главное, к 4 классу школьники стали «читающими», интересуются и обмениваются друг с другом и учителем книгами! Родители положительно оценивают работу учителя по данной программе. На мой взгляд, работать по такой программе интересно: полное методическое обеспечение всех учебников, системное единство всех учебников и программ.

Позиции авторов подробно изложены в программе, в методических рекомендациях. Создана продуманная система работы по учебникам с 1 по 4 классы. Материал подается проблемно, что способствует организации мыслительной деятельности учащихся. Хорошие современные учебники позволяют интересно и приятно заниматься. Положительная мотивация позволяет избежать перегрузки и создать человечную атмосферу на уроке. Удачно подобраны тексты, которые позволяют осуществить дифференцированный подход к учащимся, учесть их интересы, степень усвоения материала.

Мир литературы представлен в его многообразии: здесь и классика русской и зарубежной детской литературы, и произведения русских писателей и поэтов XX века, и современная детская литература.

Мне показалось интересным, что учащиеся уже в младших классах получают представление об истории литературы как процесса. Система заданий направлена развитие интеллекта и личности школьника. Это система, рассчитанная на формирование учебно-познавательной деятельности ребенка, на максимальное раскрытие личностных качеств ученика и учителя в процессе совместной деятельности. «Школа-2100» предполагает максимальное использование личного опыта педагогической деятельности каждого учителя. Бесспорно, это требует особой подготовки учителя, понимания цели и задач программы.

Общая характеристика линии УМК по литературному чтению как инструмент реализации основных положений ФГОС начального общего образования (УМК «Перспектива»)

«Литературное чтение» «Рабочие программы» Климанова Л. Ф. и др. «Литературное чтение» Учебник Под ред. Климановой Л. Ф. «Творческая тетрадь по литературному чтению» , Климанова Л. Ф. , Коти Т. Ю. «Волшебная сила слов» Рабочая тетрадь по развитию речи Климанова Л. Ф. , Коти Т. Ю. «Уроки чтения» Климанова Л. Ф. Бойкина М. В.

Программа Л. Ф. Климановой, как и примерная программа ФГОС начального общего образования (раздел «Литературное чтение»), состоит из: пояснительной записки; основного содержания начального литературного образования; основных требований к знаниям, умениям и навыкам.

Пояснительная записка отражает два основных направления курса литературного чтения: формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений; приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся.

Основные задачи курса: сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение - это произведение словесного искусства; развить воображение ребёнка, чувство эстетического переживания прочитанного.

Содержание курса литературного чтения включает 4 раздела: круг детского чтения, тематика круга детского чтения; коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом; опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений, его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром; основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся в каждом классе обучения.

Круг детского чтения. Тематика. 1 класс Жанры: сказки (русские народные, сказки народов России), загадки, пословицы, потешки, небылицы. Темы: семья, дети, природа, животные. Научнопознавательные тексты. 2 класс Жанры: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки (сказки народов России и народов мира); загадки, пословицы, потешки, небылицы. Литературные произведения: сказки, рассказы, басни, стихи. Справочный материал о жизни и творчестве писателей. Темы: произведения, раскрывающие художественноэстетические, морально-этические, патриотические темы. Научно-познавательные тексты.

3 класс Жанры: устное народное творчество: малые фольклорные жанры, волшебные и бытовые сказки. Литературные произведения: сказки, рассказы, басни, пьесы-сказки, повести, стихи, научно-познавательные произведения, мифы Древней Греции, рассказы из Священной истории; по страницам детских журналов. Круг произведений писателей-классиков, справочный материал о жизни писателей, их произведениях. Темы: о Родине, нравственно-этические темы, юмористические стихи и рассказы. Сравнение художественных и научно-популярных текстов.

4 класс Жанры: Устное народное творчество: былины, волшебные сказки, мифы в русском фольклоре. Литературные произведения: произведения древнерусской литературы, рассказы, повести, стихи, сказки. Мифы Древней Греции и Древнего Рима, героические песни, библейские предания. Круг художественных произведений писателей-классиков, краткие сведения о их жизни и творчестве. Темы: о Родине, патриотическая и нравственная тематика; путешествия и приключения, юмористические рассказы и стихи; научно-познавательная литература.

«Коммуникативные умения и навыки работы с текстом»: развитие навыка чтения; формирование речевых умений при работе с текстом; воспитание культуры речи и чтения.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром. расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки; слушание художественных произведений; перечитывание художественных произведений и его анализ; опыт творческой деятельности; практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

«Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся»: 1 класс Учащиеся должны знать: наизусть 3- 4 стихотворных произведения классиков русской литературы; автора и заглавие 3- 4 прочитанных книг; имена и фамилии 3- 4 писателей, произведения которых читали в классе. Учащиеся должны уметь: читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения; читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого; отвечать на вопросы к прочитанному тексту; воспроизводить содержание эпизода или ситуации из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему; высказать своё отношение к прочитанному.

2 класс Учащиеся должны знать: наизусть 5- 6 стихотворений русских и зарубежных классиков; 5- 6 русских народных пословиц, считалок, загадок; имена и фамилии 5- 6 отечественных писателей. Учащиеся должны уметь: читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажения слов; читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам; читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа; практически различать сказку, рассказ и стихотворение; объяснять заглавие прочитанного произведения; высказать своё отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;

устно рисовать словесную картинку к отдельным эпизодам текста; пересказывать небольшое произведение с отчётливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий; делить текст на части в соответствии с предложенным планом; отгадывать загадки; находить в тексте слова, характеризующие поступок героя; различать слова автора и героев; определять тему произведения по заглавию; различать и называть сказки о животных и бытовые сказки; находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, словно, как; ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника; составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.

3 класс Учащиеся должны знать: имена и фамилии 3- 4 авторов и классиков русской литературы; 2 - 4 книги каждого писателя из рекомендованного списка для самостоятельного чтения; наизусть 7- 8 стихотворений современных авторов и классиков русской и зарубежной литературы; имена и фамилии 7- 8 авторов прочитанных произведений.

Учащиеся должны уметь: читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту; читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания; читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; пересказывать содержание произведения подробно и выборочно; делить несложный текст на части; соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль;

самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника; рисовать словесные картины к художественным произведениям; находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа; различать басню, рассказ, волшебную сказку, бытовую сказку и сказку о животных; выделять особенности стихотворных произведений: рифма, ритм; басня: герой басни, подразумеваемый смысл, мораль; найти книгу из рекомендованного списка литературы;

ориентироваться в учебной книге, находить в ней произведения по его названию и фамилии автора, объединять произведения на определённую тему; различать художественные и научно-познавательные произведения; находить в произведении средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты).

4 класс Учащиеся должны знать: отличительные особенности произведений различных жанров: сказки (элементы чудесного, волшебные предметы, волшебные события), стихотворения, басни; наизусть 10- 12 стихотворений; 5- 6 книг по темам детского чтения. Учащиеся должны уметь: читать текст бегло, правильно, осознанно в темпе не менее 80 слов в минуту; читать про себя произведения различных жанров;

читать выразительно, интонационно объединяя слова в предложения и предложения в составе текста; передавать при чтении своё отношение к содержанию, героям произведения; выражать своё отношение к прочитанному как к произведению словесного искусства; находить средства художественной выразительности: олицетворение. Сравнение. Эпитет; находить метафоры и сравнения на примере загадки; различать народные и литературные сказки, знать имена и фамилии авторов; пересказывать тексты произведений подробно, выборочно, кратко;

соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; различать художественный и научно-популярный текст, высказывать своё отношение к прочитанному произведению; пересказывать текст с элементами описания (природы, внешнего вида героев, обстановки) или рассуждения с заменой диалога повествованием; выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логические ударения, паузы, соответствующие содержанию текста; находить слова и выражения, указывающие на отношение автора к героям и событиям;

пользоваться ориентировочносправочным аппаратом учебника (оглавление, вопросы, задания, заголовки, подзаголовки, сноски, абзацы); выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на фамилию автора, заглавие и тематику книг; определять содержание книги, ориентируясь на титульный лист, оглавление, иллюстрацию, предисловие.

Тематические разделы учебников по литературному чтению: Любите книгу (Книга как великое чудо) Устное народное творчество (песни, потешки, прибаутки, считалки, загадки, пословицы, поговорки, русские народные бытовые и сказки о животных) Краски осени (стихи и лирические зарисовки Ф. Тютчева, А. Фета, А. Плещеева, С. Есенина, В. Брюсова, М. Пришвина и др.) Мои любимые писатели (стихи, басни, рассказы А. Пушкина, Л. Толстого, И. Крылова) Люблю всё живое (стихи и рассказы советских писателей: А. Шибаев, В. Бианки, Е. Чарушин, Б. Житков и др.)

Здравствуй, матушка Зима! (стихи И. Бунина, К. Бальмонта, С. Есенина, Ф. Тютчева и др.) Мы - друзья (стихи и рассказы В. Осеевой, В. Берестова, Ю. Ермолаева и др.) Весна! И всё ей радо! (стихи Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина и др.) Весёлый хоровод (стихи и рассказы В. Драгунского, Б. Заходера, Э. Успенского, В. Берестова, Г. Остера, И. Токмаковой и др.) Мои самые близкие и дорогие (стихи и рассказы русских поэтов и писателей) Сто фантазий (стихи, рассказы, сказки русских и зарубежных поэтов и писателей) Литература зарубежных стран (произведения устного народного творчества; сказки Г. -Х. Андерсена, Э. Хогарта)

Таким образом, содержание учебника направлено на литературное развитие ученика, поэтому главным на уроке литературного чтения является текст как эстетическая ценность. Основная задача учителя - на основе художественного произведения сформировать систему духовно-нравственных ценностей средствами литературы, средствами искусства, что и отражается в основных положениях ФГОС начального общего образования (цели ФГОС).

Стилистический анализ, выявляющий в подборе словобразов, проявляется авторское отношение к изображаемому. Это прежде всего анализ использования автором языковых средств в художественно организованной речи. - Какую картину зимы рисует автор? Какие слова помогают это увидеть? (А. С. Пушкин. Вот Север тучи нагоняя. . .) - Почему автор создаёт образ тучки, а не тучи? Почему она золотая? (М. Лермонтов. Утёс.)

Анализ развития действия, в основе которого лежит работа над сюжетом и его элементами - эпизодами, главами. При этом разбор идёт от поступка к характеру, от события - к смыслу текста. Анализ художественных образов. Для эпического произведения основные образы - это действующие лица, пейзаж, интерьер. В процессе анализа учащиеся должны рассмотреть образы во взаимодействии.

Последовательность анализа художественного образа 1. В детской литературе художественным образом является персонаж, поэтому мы рассматриваем характер героя с опорой на сюжет. Также героя характеризуют авторские ремарки и его речь. 2. Рассматриваются взаимоотношения героев. 3. Если в произведении имеются описания пейзажа или интерьера, рассматривается их роль в тексте. 4. На основе образов выявляется идея произведения. 5. Выявляется личное отношение читателя к описанному (к содержанию) и к тому, как это сделано (к форме).

Формирование предметных и метапредметных умений: определение этапов работы с текстом; полноценный анализ текста под руководством учителя. Стр. 34- 35 второй части учебника по литературному чтению Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской, В. Г. Горецкого (1 класс)

Алгоритм деятельности учащихся 1 класса по выполнению заданий. 1. Послушай текст В. Берестова «Лягушата» . 2. Понравился ли тебе текст? Весело или грустно было слушать этот текст? Какие слова или выражения запомнили? Назови. 3. Прочитай ещё раз. Посчитай, сколько раз употребляется слово «ква-ква» . Почему так много? 4. Посчитай, сколько раз употребляется слово «ать-два» ? Что мы слышим в этом слове? Не напоминает ли оно кваканье лягушек? Почему? 5. Прочитай текст ещё раз, чётко выделяя слова «ква-ква» и «ать-два» .

6. Закрой глаза. Расскажи, какую картину ты представил, читая текст. Начни рассказывать так: «Маленький пруд. Берега заросли кустами ивы, низко склонившимися над водой. А в воде много. . . Они быстро передвигаются. . . Прыгают. . . » 7. Какие слова из текста помогли нарисовать эту картину. Прочитай текст ещё раз и подчеркни эти слова. 8. Прочитай текст ещё раз, выделяя голосом слова, похожие на кваканье лягушек, слова, которые помогли представить картину. Понравилось ли тебе твоё чтение. 9. Прочитай второй текст про лягушек. Какую информацию из текста ты получил? Расскажи, опираясь на слова, которые представлены на доске: икра (яички) - головастики - лягушонок.

10. Определи, какая задача стоит перед автором первого и второго текста: рассказать, как появляется на свет лягушонок; представить радостную картину яркого солнечного дня; порадоваться вместе с автором увиденной картине. 11. Самостоятельно сделай вывод. Таким образом, очевидно, что вся система вопросов и заданий методического аппарата учебника направлена на развитие умения анализировать художественное произведение, что предусматривает и ФГОС начального общего образования (раздел «Литературное чтение»).

Формирование предметных и метапредметных умений. Анализ лирического текста, произведения живописи. Сравнение разных произведений искусства. Разрешение проблемного вопроса.

Ребенок получает возможность расширить круг чтения, обращаясь к произведениям в специальных рубриках учебника. Семейное чтение.

Понравилось ли произведение, которое читали дома? Как оно называется? Кто его автор? О чём оно? Можно ли сказать, что это произведение: - о том, как вместе варили уху; - как здорово, когда вся семья вместе делает какое-то общее дело. О каких совместных делах своей семьи вы вспомнили? Расскажите.

1. Назовите авторов книг. Какие авторы вам знакомы? 2. Прочитайте названия книг. Знакомы ли вам эти книги? 3. Сделайте предположения, о чём рассказывается в этих книгах? 4. Найдите книги в своей домашней библиотеке.

Учебник «Литературное чтение: 1 класс» Л. Ф. Климановой и др. Часть I. (стр.). Таким образом, в данном учебнике представлен материал, на основе которого формируются определённые модели поведения ребёнка в той или иной ситуации, что и позволяет реализовать главную цель ФГОС (формирование гражданской позиции) и решить вопросы духовно-нравственного воспитания (через формирования уже в первом классе ценностных ориентаций на основе дидактического текста).

Творческая тетрадь по литературному чтению Автор: Климанова Л. Ф. , Коти Т. Ю. Ребенок приобретает опыт творческой словесной деятельности. Он учится: § составлять тексты по серии рисунков; по опорным словам; по аналогии с другим текстом; § сочинять стихотворения, рассказы.

Творческая тетрадь по литературному чтению для 1 класса Л. Ф. Климановой и Т. Ю. Коти (стр. 60, 61, 62)

Тема урока: «Доброе братство милее богатства» . Цели и задачи урока: показать ценность дружбы; познакомить с пословицами и поговорками о дружбе; учить давать характеристику герою; развивать и обогащать речь учащихся; учить работе в паре.

«Творческая тетрадь по литературному чтению» 1 кл. Авторы: Л. Ф. Климанова, Т. Ю. Коти (стр. 63). Играем в театр. Цели и задачи: Развивать умение анализировать художественный текст, выделяя главное, существенное. Формировать умение выразительно читать текст. Развивать речь учащихся.

Читалочка. Тетрадь для формирования навыка чтения. Автор: Л. Ф. Климанова. Данное пособие может быть использовано и в период обучения грамоте, и в период обучения литературному чтению. Задача учителя - на основе данного пособия сформировать у детей смысловое, сознательное, а не озвучивающее чтение.

Стр. 85 тетради для формирования навыка чтения «Читалочка» Л. Ф. Климановой Что изображено на иллюстрации? - Прочитайте слова на доске: корова, улитка, цветок. - Как назвать корову ласково? Прочитайте: коровушка. - Найдите текст, в котором говорится о коровушке. - Прочитайте слова, разделённые на слоги, самостоятельно. С каким словом вы уже встречались? Прочитайте слово с разной интонацией: просительной, ласковой. - Прочитаем хором. Какие незнакомые слова встретились? Кто такой пастушок? - Прочитайте три раза другу, каждый раз убыстряя темп.

Тетрадь по формированию культуры речи «Волшебная сила слов» Авторы: Т. Ю. Коти, Л. Ф. Климанова При работе с текстами, предложенными в нём, ученик осмысляет способы поведения в различных ситуациях.

Методические пособия «Уроки чтения» Авторы: Климанова Л. Ф. , Бойкина М. В. Методические пособия состоят из разделов: Особенности проведения уроков литературного чтения в начальной школе. Примерное календарно-тематическое планирование. Сценарии уроков по литературному чтению в каждом классе. Методические статьи по проведению уроков литературного чтения с учётом жанровой специфики (например, как работать с картиной на уроке литературного чтения; как анализировать лирический текст и т. д.). Методика работы с дополнительными пособиями по литературному чтению.

Урок 1- 3: «Любите книгу» . Задачи уроков: познакомить и заинтересовать новой учебной книгой; дать первоначальное представление о книге как мудром учителе и советчике; формировать умение правильно читать (целыми словами, осмысленно, выразительно). Планируемые достижения учащихся: осознанное чтение текста учащимися; группировка прочитанных книг по разным основаниям; выразительное чтение с опорой на разметку текста (учёт знаков препинания в тексте); адекватное восприятие звучащего текста; ответы учащихся по содержанию текста; участие в коллективной беседе. Оборудование: Учебник по литературному чтению Л. Ф. Климановой. 2 класс. Часть I. Творческая тетрадь Т. Ю. Коти. Книги, прочитанные летом учащимися.

Типология уроков по литературному чтению Урок знакомства с произведением. Урок чтения и осмысления произведения. Урок развития речи. Урок работы с книгой (внеклассное чтение, библиографический урок, урок по следам домашнего чтения, урок по следам самостоятельного чтения). Урок контроля и оценки результатов обучения.

Урок чтения и осмысления произведения Алгоритм работы над произведением включает общепринятую последовательность изучения текста: подготовка к первичному восприятию текста первичное восприятие текста проверка первичного восприятия текста мотивация перечитывания и анализа произведения анализ литературного произведения творческие работы по обобщению работы над текстом

Структура урока литературного чтения Этап Подготовка к первичному восприятию текста. Цель Возможные методические приёмы Создать соответствующую эмоциональную атмосферу; оживить жизненные впечатления детей, необходимые для восприятия произведения. Рассматривание выставки книг или книги, в которую включено изучаемое произведение; рассказ учителя о событиях, рассматриваемых в произведении; рассматривание репродукций; слушание музыкального произведения; просмотр кинофрагментов, диафильмов; беседа на тему, близкую теме произведения; беседа о творчестве писателя или поэта; викторина по его произведениям; чтение и объяснение непонятных для учащихся слов; чтение трудных в техническом отношении для учащихся слов и т. д.

Этап Первичное восприятие. Цель Обеспечить эмоциональность восприятия, интерес к изучаемому произведению. Проверка Оценка качества первичного самостоятельного восприятия текста; корректировка задуманного учителем хода анализа текста. Возможные методические приёмы Чтение учителя; самостоятельное чтение учащимися; комбинированное чтение; прослушивание записи чтения текста мастером художественного слова. Беседа, выявляющая эмоциональный отклик на произведение и понимание его общего смысла детьми: - Понравилось ли произведение? Над чем заставило задуматься? - Кто из героев понравился? - Кому сочувствовали? - Когда было страшно, весело? - Поделитесь своими мыслями, чувствами о прочитанном?

Этап Мотивация перечитывания и анализа произведения. Цель Пробудить интерес к перечитыванию текста, потребность в аналитической работе. Возможные методические приёмы Проблемный вопрос: почему? зачем? с какой целью? ; поиск неточностей в иллюстрации; сопоставление разных вариантов прочтения; объяснение непонятных слов.

Этап Цель Возможные методические приёмы Анализ Углубить литературного восприятие произведения, освоение идеи произведения. Последовательное перечитывание вслух с комментариями; самостоятельное перечитывания с различного рода заданиями; составление плана; сопоставление с произведением на ту же тему и т. д. Обобщение результатов анализа. Выразительное чтение; драматизация; различные виды пересказа; сочинение по изученному произведению; создание выставки рисунков; создание выставки книг и т. д. Обеспечить более глубокое целостное восприятие произведения.

Тема урока: «Краски осени» . Задачи урока: формировать умение чувствовать настроение, выраженное в прозаическом или поэтическом тексте; формировать умение сравнивать произведение литературы и живописи, находить общее и различное; формировать умение отстаивать свою точку зрения; понимать точку зрения автора и героя; развивать эмоциональную сферу ребёнка.

Планируемые результаты освоения содержания литературного образования: адекватное восприятие стихотворного и прозаического текста на слух; участие в коллективном диалоге, организованном учителем; осмысление под руководством учителя изучаемых произведений; интерпретация художественных текстов; сравнение произведений различных видов искусства.

Учебная литература к уроку: 1. Учебник «Литературное чтение: 2 класс» Л. Ф. Климановой и др. Часть I. (стр. 25, 26).

2. Творческая тетрадь «Литературное чтение: 2 класс» Л. Ф. Климановой, Т. Ю. Коти (стр. 13)

Какое из перечисленных положений не является составляющим понятия «читательская компетентность» ? владение техникой чтения владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения знание книг и умение их самостоятельно выбирать владение подробным, выборочным, кратким или сжатым пересказом сформированность духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания

Методический аппарат учебников по литературному чтению УМК «Перспектива» позволяет восстановить традиции: выразительного чтения семейного чтения объяснительного чтения комбинированного чтения

По какому принципу сгруппированы произведения в учебниках по литературному чтению УМК «Перспектива» ? хронологическому жанрово-тематическому

Задания для самоподготовки Составьте конспект урока по литературному чтению, используя материал стр. 38, 39, 40 учебника «Литературное чтение: 1 класс» (часть 2).

Составьте конспект урока по литературному чтению, используя материал стр. 48- 50 учебника «Литературное чтение: 2 класс» (часть 1)

Цель курса «Литературное чтение» в начальной школе - нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе развития способности полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на основе изучения основ теории литературы, практики анализа художественного текста и опыта самостоятельной творческой деятельности.
Возможность достижения данной цели объясняется двойственной природой учебного предмета «Литературное чтение». Литература как часть культуры знакомит учащихся с нравственно-эстетическими ценностями своего народа и человечества и способствует формированию у детей личностных качеств, соответствующих национальным и общечеловеческим нравственным образцам. Литература как вид искусства способствует глубокому личностному освоению этих ценностей, поскольку в процессе восприятия художественного текста участвуют и разум, и чувства, и воля, а значит, происходит процесс общего и нравственного развития личности ребенка.
Задачи данного курса:
- развитие навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения учащихся, совершенствование качеств чтения как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста;
- ознакомление учащихся с основами теории литературы, формирование на этой основе навыков анализа художественных произведений разных родов и жанров и опыта самостоятельной читательской и художественно-творческой деятельности;
- освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественном произведении, развитие нравственных чувств личности; воспитание потребности в общении с миром художественной литературы как источником самопознания и самовоспитания;
- развитие речи учащихся через становление правильного литературного языка и умений выражать свои мысли и чувства в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности.
Решение этих задач во многом зависит от уровня сформированности у ребенка навыка чтения. Основы этой учебной деятельности закладываются при изучении азбуки (букваря). На уроках литературного чтения продолжается освоение ребенком механизма чтения, развитие технических навыков и совершенствование качеств чтения, особенно таких, как осознанность и выразительность.
Главным условием решения указанных выше задач является организация личностно значимого для ученика полноценного чтения и анализа художественных произведений. Огромную роль в организации этого процесса играет эмоциональный фон деятельности учащихся, организация моментов сопереживания, т. к. в постижении художественного текста особенно важен принцип сочетания чувственного и рационального познания. Сопереживание и оценка - основа формирования нравственных представлений и убеждений личности.
Глубокому освоению учениками-читателями эстетических и нравственных ценностей способствуют высокохудожественные произведения, включенные в круг чтения детей, а также система вопросов и заданий, обращенная прежде всего к жизненному опыту и проблемам ребенка. Поэтому в число программных произведений вошли не только обязательные классические тексты русской и зарубежной литературы, но и произведения современных поэтов и писателей, многие из которых стали уже классикой детской литературы.
Решение задач литературного образования учащихся предопределяет в курсе литературного чтения необходимость знакомства учеников с основами теории литературы и развитие у учеников-читателей способности к полноценному восприятию чтения и анализу художественного текста, поскольку нравственно-эстетические ценности и идеалы «впаяны» в художественное произведение и извлекаются и осваиваются ребенком в процессе читательской деятельности. Поэтому в основу построения курса литературного чтения заложено требование, «чтобы младшие школьники все глубже проникали в содержание произведений искусства, разбирались в их построении, жанрах, выразительных средствах» (Л.В. Занков). Это определяет практическую направленность курса литературного чтения. Все, что узнают учащиеся, они извлекают из текста в процессе усложняющейся читательской деятельности, направляемой и организуемой учителем. Понятийный аппарат вводится осторожно и постепенно в соответствии с возрастом учеников.
В начальной школе закладываются представления учащихся об образной природе художественного текста, создается фундамент целостного анализа произведения, формируется умение увидеть картину, нарисованную автором, понять его мысль, разделить его чувства. Учащиеся, наблюдая за героями произведения, получают первоначальные представления о характере героя и способах его создания в фольклоре и литературе. Умение представить художественное произведение целостно и выделить эпизоды, увидеть, как проявляется характер человека в поступке, оценить его - ведущее читательское умение и главное условие соотнесения художественного произведения с жизнью.
Концентрический принцип построения программы позволяет, обращаясь к новым художественным произведениям, закреплять умения и формировать навыки анализа художественного текста.
В курсе литературного чтения мы начинаем знакомить учащихся с произведениями живописи для более полного представления детьми образной природы литературы и искусства в целом.
Данный курс органически связан с курсом русского языка через общие задачи освоения учащимися норм литературного языка, его точности и выразительности, а также развития речи. Эти задачи решаются с помощью материалов раздела «Предварительное чтение», помещенного в учебниках. Содержание и формы работы со словами и словосочетаниями позволяют не только отрабатывать технику чтения, но и способствуют формированию орфографической зоркости и интереса к этимологии слова, а значит, к истории родного языка.
Главная задача развития речи ребенка на уроках литературного чтения - это развитие способности передавать другим людям информацию, извлекаемую им из художественного текста. Основное содержание работы над развитием речи заключается в следующем:
- расширение словарного запаса, уточнение лексического значения слов, поиски слова точного и выразительного;
- развитие способности воспринимать другое мнение, логически точно и доказательно строить свое суждение в устной и письменной форме;
- развитие способности выразительно читать художественные тексты, передавать слушателям свое внутреннее видение
и эмоциональное состояние;
- формирование навыков анализа и редактирования своего текста.
Вся эта работа неразрывно связана и реализуется в процессе чтения и анализа учащимися художественных текстов и написания своих текстов на уроках литературного чтения.

Учебно-методический комплект по курсу включает:
- Лазарева В.А. Литературное чтение. Учебник для 1 кл.
- Лазарева В.А. Литературное чтение. Учебник для 2 кл. в 2 частях.
- Лазарева В.А. Литературное чтение. Учебник для 3 кл. в 2 частях.
- Лазарева В.А. Литературное чтение. Учебник для 4 кл. в 2 частях.
- Хрестоматия по литературному чтению. Сост. В.А. Лазарева. Для 1-4 классов.
- Лазарева В.А. Методические рекомендации к учебнику «Литературное чтение». 1-4 классы.
- Лазарева В.А. Технология анализа художественного текста на уроках литературного чтения в начальной школе.
- Вороговская А.И. Конспекты уроков к учебнику В.А. Лазаревой «Литературное чтение» для 1 класса.