Конспект урока по орксэ. модуль: «основы мировых религиозных культур».тема урока: "семья" презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Петриенко Ольга Михайловна

2012
Проблема религиозного образования, воспитания религиозной толерантности и идентификации подрастающего поколения сегодня стоит очень остро и в целом в мире, и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что религиозную составляющую наряду с наукой, искусством, моралью и правом как важнейшую часть духовной культуры человечества невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, духовно-нравственного становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу религиозной тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня, особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на религиозное образование, решающее задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, остается слишком высоким, чтобы остаться без ответа.

В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Основное культурологическое понятие учебного курса – «российская религиозно-культурная традиция». Его можно рассматривать как категорию, интегрирующую в своем семантическом пространстве понятия «традиция», «религиозная традиция», «культурная традиция».

Новый предмет призван актуализировать в содержании общего образования, смоделировать педагогическими средствами российскую религиозно-культурную традицию, создать условия для приобщения к ней российских школьников.

Отечественная религиозно-культурная традиция несовместима с унификацией содержания разных религий и этических учений. Ее принцип – общность в многообразии, «многоединство» – отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность, как нашей страны, так и современного мира.

Отечественная религиозно-культурная традиция – общая духовная основа многонационального народа России – формируется исторически и актуализируется сегодня под воздействие ряда факторов:


  • общая историческая судьба народов России, исповедующих разные религии;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее общность государства, языка, образования, культуры, экономики, права, менталитета, развитую систему межличностных отношений;

  • множество общенациональных вызовов внутреннего и внешнего плана, содействующих консолидации общества под угрозой его разрушения.
Учебный курс содержательно раскрывает российскую религиозно-культурную традицию в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Образовательный процесс в границах учебного модуля и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление об отечественной религиозно-культурной традиции посредством:


  • ориентации содержания модуля «основы мировых религиозных кльтур»на общую педагогическую цель, определенную Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего и основного общего образования, а также Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, – воспитание высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими дисциплинами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • педагогической организации общего культурно-исторического контекста преподавания учебного модуля, отражающего единую историческую судьбу многонационального народа России, общность и своеобразие культур российских народов, единство современной государственной и гражданской жизни, существующие сегодня общенациональные вызовы, ответить на которые способен только единый народ, имеющий общие этические ценности, моральные нормы, духовные идеалы;

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.
Учебно-воспитательный процесс в границах учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» и системы межпредметных связей педагогически моделирует и содержательно раскрывает религиозно-культурную традицию России в ее самых общих этических основах. Сама национальная духовность в многообразии и глубине составляющих ее религиозных и гуманистических традиций не исчерпывается им. Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур» - это введение в религиозно-культурную традицию России.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершенность по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объем материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Содержание каждого из шести модулей учебного курса организуется вокруг трех базовых национальных ценностей: Отечество, семья, религия – и представляется четырьмя основными тематическими блоками (разделами). Два из них (первый и четвертый) являются общими для всех учебных модулей. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества. Четвертый тематический блок представляет духовные традиции многонационального народа России. Второй и третий тематические блоки, изучаемые соответственно в 4 и 5 классах, дифференцируют содержание учебного курса применительно к каждому из учебных модулей.

Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»

Россия – наша Родина.

Культура и религия. Возникновение религий. Древнейшие верования. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака, Тора, Библия, Коран. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад. Религии России. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

С 1 сентября 2012 года курс «Основы религиозных культур и светской этики» станет обязательным для учеников 4 класса.
Курс призван воспитывать толерантность к другим культурам, и направлен на то, чтобы дети могли узнать о традициях разных религий. При этом каждый ребенок вправе выбрать один из 6 предложенных модулей.

В МБОУ «Гимназия №22» г. Майкопа родителями учащихся был выбран учебный модуль Основы мировых религиозных культур». Этому выбору предшествовал целый ряд мероприятий, предпринятый администрацией гимназии. В связи с предстоящим введением в школьную программу учебного курса «Основы мировых религиозных культур» была разработана так называемая дорожная карта введения в 2012 году в МБОУ «Гимназия №22» учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».

Дорожная карта введения в 2012 году в МБОУ «Гимназия №22» учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».


№п\п

Мероприятия

Сроки

Ответственные исполнители

1.

Изучение нормативных правовых актов Министерства образования и науки Республики Адыгея по вопросу введения комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ)

2011-2012 гг.

Администрация

2.

Проведение педагогического совета по вопросу введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

февраль 2012

Администрация

3.

Проведение разъяснительной и информационной работы среди родителей обучающихся по выбору для обязательного изучения одного из модулей комплексного учебного курса ОРКСЭ

январь-февраль 2012



4.

Проведение родительских собраний по вопросу введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

январь 2012

Зам.директора по УВР Говорова Н.Г.

5.

Похождение курсовой подготовки на курсах повышения квалификации педагогических работников, которые будут преподавать комплексный учебный курс ОРКСЭ и формирование заявки на январь 2012приобретение учебников по комплексному курсу ОРКСЭ

январь 2012

Зам.директора по УВР Швецова Н.Н..

6.

Проведение административного совещания по внесению изменений в учебный план гимназии в связи с введением в 4-х классах комплексного учебного курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года

январь 2012

Директор Андреева И.В.

7.

Формирование нормативной правовой базы (локального акта) по обеспечению введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

сентябрь 2012

Зам.директора по УВР Говорова Н.Г.

8.

Изучение методических, консультационных, информационных материалов по сопровождению введения комплексного учебного курса ОРКСЭ

2011-2013 гг.

Зам.директора по УВР Говорова Н.Г.

9.

Организация встречи родителей с преподавателями комплексного учебного курса ОРКСЭ для ознакомления с особенностями содержания, формами и методами педагогической работы

сентябрь - октябрь 2012

Администрация

10.

Создание для введения комплексного учебного курса ОРКСЭ необходимых условий, включающих: -организационно-управленческие; -организационно-педагогиеские; -информационное сопровождение; -нормативное правовое обеспечение; -учебно-методическое обеспечение;

март – сентябрь 2012

Администрация

11.

Участие в работе семинаров-совещаний по обмену опытом работы по введению комплексного учебного курса ОРКСЭ

2012-2013 гг.

Администрация

12.

Подготовка и размещение информации о введении комплексного учебного курса ОРКСЭ на сайте гимназии

сентябрь 2012

Петриенко О.М. Портненко Л.В.

Согласно данному плану мероприятий на первом общешкольном родительском собрании было представлено содержание и краткая характеристика двух основных модулей: «Основы светской этики» и «Основы мировых религиозных культур». На втором собрании родителями был сделан выбор в пользу учебного модуля «Основы мировых религиозных культур».

Результаты выбора родителей 3-х классов на 12.03.2012г.



Модуль

Число выбравших

Процент выбравших

1. Основы православной культуры

0

0

2. Основы исламской культуры

0

0

3. Основы буддийской культуры

0

0

4. Основы иудейской культуры

0

0

5. Основы мировых религиозных культур

118

99%

1-против


6. Основы светской этики

0

0

Всего:

118

99%

После представленного материала родители заполнили заявления.

Директору


МБОУ «Гимназия №22» Андреевой И.В.

от родителей учащегося (йся)_______ класса

____________________________

Домашний адрес и контактный номер телефона:

_________________________________

Заявление.

Основываясь на наших конституционно закрепленных и международно признанных неотъемлемых правах на выбор нравственного и культурного воспитания нашего ребенка, в соответствии с нашими убеждениями и нашей культурой, будучи проинформированы о содержании Примерной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (34 часа), разработанной в соответствии с Поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г., просим Вас:

Предоставить нашему (моему) ребенку ____________________________, возраст ____ лет, учащемуся (учащейся) ______ класса, возможность изучать, в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль_______________________________________________________________________

В рамках изучения данного модуля ______________________ против ознакомительных экскурсий в храмовые сооружения мировых религий.

Родители:

______________________________________________________________ (ФИО, подпись)

Дата _____________________

Кроме того, достаточно убедительным доводом в пользу введения именно данного модуля в нашей школе может являться и тот факт, что с 5 класса учащиеся начинают изучать предмет «Мировая художественная культура». Программа 5-6 классов этого предмета построена на основе изучения мифологических и библейских сюжетов в искусстве, а в 7-8 классах на основе традиций мировых религий. Таким образом, введение учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» в МБОУ «Гимназия №22» является логическим предшествующим этапом для изучения и остальных предметов школьной программы.

ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ МОДУЛЯ «ОСНОВЫ МИРОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР»

Программа реализуется в адресованном учащимся 4 классов комплексе: «Основы мировых религиозных культур и светской этики», автор А.В. Данилюк.

Учебный курс, в содержании которого представлены четыре отечественные религиозные традиции и сущностно связанная с ними этика, создает мировоззренческую и ценностную основу для интеграции разнопредметного гуманитарного учебного содержания в основной школе. Российскую историю, литературу, искусство легче понять и, следовательно, принять, зная их религиозно-культурологические основы, понимая те идеалы, ценности, жизненные приоритеты, которые разделяли и к которым стремились наши предки. Учебный курс создает начальные условия для освоения обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимания религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни.

Освоение учебного модуля «Основы мировых религиозных культур» ,должно обеспечить:


  • знание основных норм светской и религиозной морали, религиозных заповедей; понимание их значения в жизни человека, семьи, общества;

  • формирование первоначальных представлений об исторических и культурологических основах традиционных религий в России;

  • формирование уважительного отношения к традиционным религиям и их представителям;

  • формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России;

  • знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России;

  • укрепление веры в Россию;

  • укрепление средствами образования духовной преемственности поколений.

Комитет по образованию муниципального образования «Город Майкоп»

Приоритетные направления и перспективы

преподавания курса ОРКСЭ по модулю

«Основы мировых религиозных культур»

высшей квалификационной категории

Петриенко Ольга Михайловна

Цели :показать значение семьи в жизни каждого гражданина,

выяснить, как традиционные религии относятся к семье.

Задачи :формировать уважительное отношение к родителям, окружающим,

способствовать формированию понимания значимости семейного воспитания для становления личности,

способствовать развитию позитивного отношения к жизни, к окружающей действительности, к своей семье.

Оборудование :мультимедиапроектор, компьютер, экран, электронное приложение к учебному пособию А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», учебное пособие А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», видеоролик «Гимн семье», ватман для изображения эмблемы семьи, фломастеры.

Оформление :рисунки детей по теме «Семья»,

сочинения «Моя семья»,

пословицы и поговорки о семье,

высказывания великих людей о семье,

выставка семейных фотографий на тему «Моя семья»,

видеоролик «Гимн семье»,

медаль «За любовь и верность»,

Стенд: “Заповеди семейной жизни”

Ход урока

I. Организация деятельности учащихся

II. Подготовка к изучению нового материала

1.Беседа с учащимися по вопросам

- У каждого человека есть свои ценности.

А что вы понимаете под этим словом?

(запись ответов детей)

Какая их этих ценностей на ваш взгляд самая важная? (семья)

2.Чтение стихотворения подготовленным учеником

Как появилось слово “семья”?Когда-то о нем не слыхала Земля…Но Еве сказал перед свадьбой Адам:Сейчас я тебе семь вопросов задам;“Кто деток родит мне, богиня моя”?И Ева тихонько ответила “я”,“Кто их воспитает, царица моя”?И Ева коротко ответила “я”“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?И Ева все так же ответила “я”“Кто платье сошьет?Постирает белье?Меня приласкает?Украсит жилье?Ответь на вопросы, подруга моя!”“я”, “я” …тихо молвила Ева – “я”, “я”…Сказала она знаменитых семь “я”Вот так на земле появилась семья.

Конфуций писал: “Государство – это большая семья, а семья - это маленькое государство, и держится оно на любви”.

Надо ли говорить для чего человеку семья? Думаю, каждый ответит по-своему (ответы детей ), но наверняка прозвучит одна простая и верная мысль – для счастья.

Да, человеческое счастье вряд ли возможно без семьи. Ни самая увлекательная работа, ни друзья не могут дать то, что может дать семья.

Где, как не в семье, получает человек то, к чему стремится в любом возрасте: ощущение своей нужности близким, осознание, что любим или любишь сам, веру, что есть на земле место, где тебя ждут и любят.

Где, как не в семье, человек получает заряд любви и бодрости, сил творческих и духовных, без которых он не может нормально жить и работать.

Где, как не в семье, получают люди прекрасный дар – счастья материнства и отцовства.

3. Словарная работа

Этимология слова - Согласно Ляпунову сѣ мья представляет собой собир. сѣ мь, подобно братия.

Лексическое значение слова – группа живущих вместе близких родственников

Семья - самое главное в жизни для каждого человека

Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья!

Её основные признаки:

а) брачные или кровно родственные связи между всеми её членами,

б) совместное проживание в одном помещении,

в) общий совместный бюджет.

4. Презентация «Памятники семье

Памятник семье – это символ незыблемых ценностей, которые являются и будут являться фундаментом общества.

Венценосная семья



Рядом со Свято-Феодоровским Кафедральным собором, стоит

Двое взрослых - мама и папа, а рядом дети - старшая дочь, сынишка и младшенькая, плюс еще один малыш в утробе матери.

При взгляде на этот памятник почему-то вспоминается фраза из "Анны Карениной":



Построен в посёлке Алексеевка города Кинель Самарской области 7 мая 1995 года к 50-летию Победы. Это памятник матери, у которой война забрала всех девятерых сыновей: шестеро погибли на фронте, трое позже скончались от ран.

Варварское отношение к памятникам

В Ташкенте был снесен установленный возле дворца Дружбы народов , усыновившей в годы Великой Отечественной войны 15 детей-сирот среди которых были русские, белорусы, молдаванин, украинец, латыш, казах, татарин и т.д. и ставшей символом милосердия и гуманизма узбекского народа.

Скульптурная композиция, запечатлевшая семью кузнеца Шамахмудова и называющаяся «Монумент Дружбы народов», была открыта 26 мая 1982 года (скульптор Д.Рябичев, архитекторы Л.Адамов, С.Адылов). Она простояла на этом месте почти 26 лет.



Так памятник выглядел в советское время


Святой благоверный князь Петр, в иночестве Давид, и святая благоверная княгиня Феврония, в иночество Евфросиния, Муромские чудотворцы. Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Когда князь увидел святую Февронию, то так полюбил ее за благочестие, мудрость и доброту, что дал обет жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя и вышла за него замуж. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания. Гордые бояре не захотели иметь княгиню из простого звания и потребовали, чтобы князь отпустил ее. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией.

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года, приняв перед этим монашеский постриг с именами Давид и Евфросиния. Тела святых были положены в одном гробе.

Святые Петр и Феврония являются покровителями семья и брака.

Они являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Их память православная церковь празднует 8 июля. Но, к сожалению, еще далеко не все наши соотечественники знают об этом.


Икона изображает святых муромских чудотворцев Петра и Февронию (в иночестве - Давида и Евфросинию).

2008 год. Указом Президента России объявлен . Владимир Путин подчеркнул, что проведение Года Семьи «позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей»

В этот же год в день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских – 8 июля – был официально объявлен праздником - Днем семьи, любви и верности. В российских городах началась кампания по установке памятников Петру и Февронии. И, что логично,



Гробница с мощами святых благоверных и преподобных князя Петра и княгини Февронии находится в

Ныне к мощам святых Петра и Февронии съезжается множество паломников со всех концов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Неисчислимы случаи благодатной помощи по молитвам святых. Православная Церковь почитает их как покровителей семьи. В монастырской летописи есть свидетельства о благополучных разрешениях семейных конфликтов и даровании бездетным супругам долгожданного ребенка.








Иудаизм

В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой.

Христианство

Для православных христиан брак – это одно из таинств, в которых Сам Бог благославляет любящих друг друга. Огромное значение в христианстве придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

Буддизм

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи - это ответственность и забота о детях, о родителях, о монахах.

Ислам

Ислам рассматривает брак как обязательство перед Богом, а многочисленное потомство – это благословение всевышнего. Семейная жизнь у мусульман ограждена от посторонних взоров. С особым уважением мусульмане относятся к женщине. Пророк Мухаммад сказал, что «рай находится под ногами наших матерей».

Как вы понимаете это выражение?

Физкультминутка

IV .Закрепление (компьютер)

Тренажёр - Выберите верный вариант

1.В христианстве семью часто называют … «малой Церковью»

2.Согласно исламу, женатый человек имеет предпочтение перед …. неженатым

3.Одна из 10 библейских заповедей гласит …. «Почитай отца и мать»

4.Идеалом человеческих взаимоотношений в буддизме является … материнская любовь

V .Контроль (компьютер)

Укажите правильный ответ

1.В православной традиции венчание – …одно из важнейших таинств

2.Как в иудаизме воспринимается создание семьи и продолжение рода … как заповедь, данная ещё Адамом и Евой

3.Брак в исламе считается … обязательством перед Богом

4.Люди, принадлежащие к буддийским традициям, могут … состоять в браке или принадлежать к монашеской общине.

VI.Работа в группах

- Представьте, что вы участники конкурса на лучшую эмблему семьи.

Изобразите её. Обоснуйте. (Показ подготовленного эскиза эмблемы)

Хорошая семья-это прочный союз любящих, духовно близких и равноправных людей, у которых нормой отношения являются уважение, доверие, взаимопомощь, общие взгляды.

VII.Итог урока.

Почему в православии семью называют малой Церковью?

Как должны жить люди в христианском браке?

Какое значение имеет брак в иудаизме и исламе?

В чём состоит значение брака в буддизме?

VIII Релаксация.

- Что самое интересное было в уроке?

О чём вам захотелось рассказать друзьям?

IX. Видеоролик «Гимн семье».

X. Дом. Задание

рабочей тетради)

Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и д.р. «Основы религиозных культур и светской этики». (модуль «Основы мировых религиозных культур»). Электронное приложение к учебному пособию А.Л.Беглова, Е.В.Саплиной, Е.С.Токаревой и д.р. «Основы религиозных культур и светской этики». (модуль «Основы мировых религиозных культур»). См. сноску №1.

Урок 28. Семья. Как традиционные религии относятся к семье. Семья занимает большое место в религиозных традициях. В православии семья именуется малой или маленькой Церковью. Брак считается одним из таинств христианских. Жить в браке - жить в любви. Иудаизм. Брак и рождение детей считается одной из важнейших заповедей. Ислам. Брак это обязанность, дети - знак божьего благоволения. Ведущая роль матери в воспитании, после совершеннолетия – отца. Воспитание любви и уважения к старшим, к родителям. Буддизм. Верующие в буддизме: монахи из общины и миряне (вне ее). Для мирян семья – важная часть жизни. Брак заключается ради счастья двоих и ради интересов общины. Главное назначение семьи - ответственность и забота и детях, о родителях, о монахах. Материнская любовь в буддизме есть идеал человеческих взаимоотношений.

Слайд 22 из презентации «Модуль «Основы мировых религиозных культур»» к урокам религии и этики на тему «Модули ОРКСЭ»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке религии и этики, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Скачать всю презентацию «Модуль «Основы мировых религиозных культур».pps» можно в zip-архиве размером 1965 КБ.

Скачать презентацию

Модули ОРКСЭ

«Модули ОРКСЭ» - Основы религиозных культур и светской этики. Основы буддийской культуры. Основы исламской культуры. Основы светской этики. Основы иудейской культуры. Учебники по курсу. Нормативно-правовая и методическая документация. Основы мировых религиозных культур. Цели и характер нового учебного курса. Основы православной культуры.

«Модули» - Воспитание детей. Синагога и ее устройство. Учебный модуль «Основы светской этики». Выбор нравственных образцов. Молельная комната. На занятиях курса ОРКСЭ. Мусульманская семья. Дети в буддизме. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей. Нормативно-правовая основа. Семья в буддийской культуре и ее ценности.

«Модуль «Основы мировых религиозных культур»» - Учебные модули. Россия – наша Родина. Семья. Религии мира и их основатели. Любовь и уважение к Отечеству. Паломничества и святыни. Добро и зло. Священные сооружения. Священные книги религий мира. Возникновение религий. Структура изложения темы уроков в учебных пособиях. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь.

«Содержание курса ОРКСЭ» - Основы буддийской культуры. Цель и задачи комплексного учебного курса. Основы иудейской культуры. Основы исламской культуры. Программа курса ОРКСЭ. Проблемы преподавания модуля «Мировые религиозные культуры». Выбор модулей в школе. В помощь учителю. Учебно-методический комплекс к курсу. Модуль: «Основы мировых религиозных культур».

«Модули курса ОРКСЭ» - Основы исламской культуры. Основы православной культуры. Основы мировых религиозных культур. Как будет организовано преподавание нового курса. Учебный курс включает в себя модули. Цель учебного курса. Содержание всех модулей. Россия – наша Родина. Основы буддийской культуры. Задачи учебного курса. Основы иудейской культуры.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Боголюбовская средняя общеобразовательная школа»Урок по курсу ОРКСЭ (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

Подготовила: Цикулаева Наталья Александровна,
учитель начальных классов

Боголюбово, 2012

Цель: формирование образовательных компетенций учащихся школы I ступени (информационных, коммуникативных и др.) через доведение до сознания детей, что семья – это самое дорогое, самое близкое, что есть у человека.

1) личностных результатов обучения:
- формировать уважительное отношение к иному мнению, иной точке зрения;
- развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.

Учебные задачи, направленные на достижение:Учебные задачи, направленные на достижение:
2) метапредметных результатов обучения:
- развивать умение работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование) – познавательные УУД;
- формировать начальные формы личностной рефлексии – регулятивные УУД;
- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её,
- формировать умение взаимодействия в статичных группах – коммуникативные УУД.

Учебные задачи, направленные на достижение:Учебные задачи, направленные на достижение:
3) предметных результатов обучения:
- раскрыть понятие «семья», выявить её отличительные признаки,
- обогащать словарный запас, развивать речь, мышление, творческое воображение,
- воспитывать уважение к членам своей семьи.

Используемое оборудование: компьютер, проектор, презентация к уроку, музыка с песней «Родительский дом».Используемые учебники и учебные пособия:
- Беглов А.Л., Саплина Е.В. и др. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы мировых религиозных культур. 4-5 классы. Учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.
- Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

План изучения материала:1) Что такое «семья»?
2) Как традиционные религии относятся к семье?
3) Как должны относиться друг к другу родные люди?
4) Как составить семейный герб?

Этапы урокаI. Вызов
II. Осмысление учебной задачи
III. Открытие нового знания
IV. Рефлексия

I. ВызовЦель: выявить эмоциональный настрой детей, настроить на работу.
Задание: выберите то «солнышко», которое больше нравится.

Слайд №10

II. Осмысление
учебной задачиЦель: актуализация имеющихся у детей знаний по теме «Семья».
Задание:
Сформулировать вопросы по теме урока, на которые нужно найти ответ.

Учитель ставит перед детьми проблемные вопросы.

Слайд №11

III. Открытие нового знанияЦель: изучение нового материала.
Задания:
1. Выстроить ассоциативный ряд со словом «семья».
2. Узнать происхождение слова «семья».
3. Рассказать о своей семье.
4. Назвать признаки дружной семьи.

Слайд №12

III. Открытие нового знанияЛегенда
«Давным-давно жила семья, в которой было 100 человек,
но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров.
И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил
их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и
сказал: «Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами
понять, что вам нужно для счастья. Напишите, какой вы хотите
видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный
совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться
друг к другу, придерживаясь этих качеств: понимание, любовь,
доверие, доброта, забота, помощь, дружба.»

Слайд №13


5. Групповая работа. (Работа с учебником): Найти в учебнике ответ на вопрос:
1 группа – Как должны жить люди в христианском браке?
2 группа – Какое значение имеет брак в иудаизме?
3 группа – Какое значение имеет брак в исламе?
4 группа – В чём состоит значение брака в буддизме?

Слайд №14

III. Открытие нового знанияЗадания:
6. Прочитать библейскую историю и ответить на вопрос: Как дети должны относиться к своим родителям?

Слайд №15

III. Открытие нового знанияУ Ноя было три сына. Уже после потопа Ной стал выращивать виноград и делать вино. Поскольку он был первым – он не знал всех свойств вина. Не знал, что оно не только веселит сердце человека, но ещё и лишает его контроля над собой и усыпляет. Ной выпил сделанное им вино, опьянел и заснул у себя в шатре. Хам – один из сыновей Ноя – вошёл в шатёр, увидел лежащего на полу отца, и вместо того, чтобы переложить его и укрыть, позвал свою семью, чтобы посмеяться. С той поры имя Хама стало нарицательным. Оно употребляется для обозначения хамства: бесчувственного, развязного, низкого отношения к людям, прежде всего – к родителям и ученикам.

Слайд №16

III. Открытие нового знанияЗадания:
7. Вспомнить пословицы, поговорки, стихи о семье.
На что и клад – коли в семье лад.
Дом вести – не бородой трясти.
Когда семья вместе – так и душа на месте.
В семье – и каша гуще.
Один в поле – не воин.
Семья в куче – не страшна и туча.
Сироту пристроить, что храм
построить.

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Тема урока : «Семья».

Класс: 4

г.Нижневартовск

Цель : дать представление об отношении к семье традиционных религий России.

Задачи : познакомить учащихся с ролью семьи в мировых религиях, формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям, воспитывать через примеры урока понятие «дружной, счастливой семьи», продолжить развивать умение сравнивать и обобщать материал, осознанно и произвольно строить речевые высказывания.

Основные понятия: семья, семейные ценности

Ресурсы: мультимедиапроектор, компьютер, экран, презентация к уроку, видеоролик «Притча Счастье», электронное приложение к учебному пособию А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», учебник А.Л.Бегловой, Е.В.Саплиной «Основы мировых религиозных культур», толковый словарь С.И.Ожегова, Д.Н.Ушакова, аудиозапись «Гимн Семье» Инь-Янь, приложение к уроку, раздаточный материал для работы в группах.

Приглашенные: родители, бабушки, дедушки.

Ход урока